Разные ракурсы к системному анализу Инклюзивной среды

14 апреля на V Научно-практической конференции «Ценность каждого»: преодоление исключенности» был представлен прототип системной модели развития инклюзивной среды, которая объединяет три ключевых методологии: анализ динамики обратных связей, учет системной травмы и социально-поведенческие изменения. Модель разрабатывалась БФ «Вклад в будущее» совместно с АНО «Эволюция и Филантропия».

Начиная сессию Инна Ширшова, Благотворительный фонд «Вклад в будущее» сказала, что Фонд инвестирует в самые разнообразные программы развития Инклюзивной среды, которые находятся  на разных этапах пути семьи с особенным ребенком и Фонду важно понимать , как инвестиции в одно направление могут повлиять на развитие другого.

Презентацию модели провели О.Евдокимова, исполнительный директор АНО «Эволюция и филантропия», и О. Заводилкина, старший научный сотрудник ФГБУ ИИДСВ РАО, эксперт центра доказательного социального проектирования МГППУ (презентация).

Ключевые моменты важные для понимания контекста и особенностей представляемой модели из выступления О.Евдокимовой:

1)  Во-первых, эта задача стояла в рамках нашего сотрудничества с Фондом по развитию его  МОРСЗ. Эта методика сама по себе довольно инновационная, не самая простая и она предполагает использование Деревьев проблем, логических моделей и т.д.  И количественное измерение проблематики. И изначально задача стояла как создание Дерева проблем для направления инклюзивной среды, в его скажем так, классическом виде.  

2) Когда мы приступили к выполнению этой задачи, то столкнулись с серьезным методологическим вызовом. Инклюзивная среда — это чрезвычайно сложная, динамическая система с множеством взаимосвязанных и взаимодействующих на разных уровнях акторов. Традиционные подходы анализа и визуализации здесь не работают, поскольку не позволяют уловить и отобразить  всю сложность и динамику происходящих процессов.

3) И нам пришлось  осваивать принципиально новые инструменты системного мышления и системного подхода. Мы конечно изучали соответствующий зарубежный опыт, но сами руками никогда не делали. Более того, нам не удалось найти какие-то российские аналоги, возможно они есть, но у нас было довольно ограниченное время на все 2-3 месяца на все. Таким образом для нас  это был одновременно сложный и увлекательный такой пилот и мы благодарим лично Инну Ширшову и Екатерину Ядову  за уникальную возможность и сам Фонд в целом за лидерство в вопросах социальных  и управленческих инноваций  по развитию Инклюзивной среды.  Вообще очень хорошо для сектора, когда есть частные и корпоративные Фонда, которые берут на себя  определенные риски, потому что без них невозможны никакие системные изменения.

 4) При этом мы придерживаемся позиции, что системные изменения можно рассматривать по разному — от реального опыта до научных теорий. Все подходы полезны, просто смотрят на систему под разным углом. Но для старта важно было выбрать какой-то один ракурс и это был конечно ракурс Фонда. Я сейчас вот говорю конечно, но на практике этот этап согласования ракурса оказался если не самым сложным,  то как минимум самым длительным.  

5) В итоге у нас получился такой методологический бриколаж. Мы остановились на популярном системном подходе « 6 вод системеных изменений» (вот он на рисунке представлен). Он специфичен для Инклюзивной тематики и  предусматривает  анализ системы одновременно на 3-х уровнях: это т.н структурный уровень ( обычно здесь сосредоточены усилия анализа). Но мы постарались уйти  на 2 уровня глубже , то есть на уровень взаимодействий и на уровень ментальных моделей. Для этого и для учета инклюзивной специфики дополнительно применили еще 2 методические рамки  — травмо-информированный подход и методология социальных и поведенческих изменений, рекомендованная ЮНИСЭФ.

6) Для визуализации этих сложных взаимосвязей мы использовали специальные инструменты — диаграммы причинно-следственных связей (CLD).  Вообще Петли обратной связи – это ключевой механизм в системной анализе, помогающий понять динамику систему и выявить ключевые точки воздействия. И также мы попытались использовать  диаграммы запасов и потоков (SFD), но это инструмент больше для количественного моделирования и мы пока вглубь него  не пошли, это м.б. следующим шагом.  

7) На основе этого анализа мы создали прототип модели, который является только началом пути и требует осмысления, корректировок и дальнейшего развития. Мы осознаем его ограничения, прежде всего, сложности восприятия особенного с первого раза, да и не с первого тоже. Вообще нелинейная  визуализация требует сопровождающего нарратива. Кроме того, пока нет общепринятого у нас в секторе глоссария для описания таких систем, что добавляет сложности в коммуникации.

8) Сейчас мы находимся на важном этапе верификации модели. Через диалоги с различными стейкхолдерами мы наполняем ее доказательной базой, уточняем гипотезы и ищем точки роста. При этом, повторюсь,  мы понимаем, что у разных акторов могут быть свои ракурсы восприятия системы, и это и нормально и правильно. И мы надеемся, что представляемая модель, а возможно будут еще и другие модели, станет общим пространством для критического осмысления и сбора доказательств, что будет способствовать  развитию инклюзивной среды в целом.

Ольга Заводилкина представила подробно алгоритм системного подхода к анализу Инклюзивной среды и отдельно показала на примере, как работают петли обратной связи при анализе ключевой точки «Школьное образование» и как находить рычаги воздействия. В заключении Ольга представила варианты развития Подхода и его использования.

И.Дуденкова, кандидат социологических наук, декан факультета социальных наук МВШСЭН, предложила более четко продумать , как связана представляемая система и внешняя среда. Один из основных обсуждаемых вопросов — где граница система?

Е. Ярская-Смирнова, доктор социологических наук, профессор, заведующий Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ , отметила » очень хорошо, что в системе переплетена статика и динамика» и предложила усилить акцент на работе с неравенством и с «динамикой власти и представленности семей с ЛСИ». Для того, чтобы придать этому подходу больше доказательности и практичности, необходимо разрабатывать критериальные шкалы, определяющие необходимый уровень поддержки со стороны акторов.

А. Маньшин, старший специалист по мониторингу и оценке проекта «Все получится!», член Правления АСОПП, отметил практическую пользу представленной модели, которую он видит, прежде всего, в коммуникационной составляющей. Комментируя диаграмму с анализом трудоустройства, Александр предложил конкретные корректировки для фактора «альтернативное трудоустройство».

Ю. Богданова, руководитель направления КСО Кэпт, член попечительского совета БФ Кэпт, остановилась на важности понимания стрессовых факторов, упомянула важность анализа факторов взаимодействия людей с инвалидностью и общества и экономических расчетов.

Самсоноа Е.В., к.псих.н.. вед.н.сотрудник Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», сфокусировоалась на вопросе «Что есть инклюзивная среда вообще и для каких детей она выстраивается?». Фактически Елена предложила сменить ракурс с положения семей с ОВЗ на другой, поставя в центр качество школьного образования со всем его многообразием.

А. Мошкин, председатель РООРДИ «Дорогою Добра», г. Киров, рассказал о том, как в их НКО обеспечивается бесшовный путь семьи.

Участвующие в зале слушатели из регионов подчеркнули, что важно оставить пространство для доработки модели и для учета локального контекста, а также предложили свою помощь в этом вопросе.

Cсылка на видео.

В поисках языка и смыслов: творческий отчет как искусство

Представление результатов работы и отчетов по проектам в творческой форме — один из главных инструментов для привлечения новых партнеров. Как создать такой отчет и кто может в этом помочь? Как показать результат социальных инвестиций в проект, чтобы эмоционально включить аудиторию? На эти и другие вопросы попытались ответить участники Лаборатории «Творческий отчёт: искусство убедительного представления результатов проектов». 

Лаборатория прошла 10 апреля в рамках деловой программы Первого Форума-фестиваля «ДеньМецената» в Государственном музее-заповеднике «Царицыно» по инициативе АНО «Эволюция и Филантропия» в рамках проекта «Межрегиональный форум «Яркие краски креативных индустрий (ЯККИ)».

Ведущими лаборатории выступили Наталья Сергиевская, генеральный директор фонда исследовательских, культурных и просветительских проектов «Будущее время», эксперт АНО «Эволюция и Филантропия» и Анна Макарчук, директор Центра толерантности Еврейского музея. 

Культура и оценка

«Для проекта «Яркие краски креативных индустрий (ЯККИ)» развитие культуры оценки — это не только про внедрение инструментов и стандартов, но и про формирование нового отношения к анализу и осмыслению результатов творческих инициатив, — сказала Ольга Евдокимова, директор АНО «Эволюция и Филантропия». — Чтобы оценка творческих проектов стала действительно ценной для всех участников, важно уделять внимание и креативному сбору данных и поиску выразительных, творческих форматов отчетности. Именно поэтому мы предложили тему создания творческих отчетов и очень благодарим коллег из Форума доноров  за организацию этой Лаборатории».

Многие при слове «отчет» по-прежнему представляю частокол цифр и подробное, сухое изложение содержания, напечатанное убористым шрифтом на десятках страниц. Однако чтобы заинтересовать разные целевые аудитории, создателям творческих проектов необходимо придать скучному, прямолинейному стандарту столь же творческую, увлекательную, яркую форму.  

«Отчет — это особый продукт, он делается отдельно от основной деятельности, и у него тоже есть своя польза, — сказала, открывая Лабораторию, Наталья Сергиевская. — О том, что мы делаем, мы рассказываем чаще всего бюрократическим языком, хорошо, если с картинками. Мы часто видим в лучшем случае красивые цифры после невероятно креативных творческих проектов. Однако в процессе их создания мы проектируем, сознательно или нет, не только эффект, но и влияние. Мы хотим кому-то убедительно рассказать то, что мы делаем и что хотим донести». 

Проблема в том, подчеркнула Наталья, что целевая аудитория, которой мы хотели бы это рассказать, значительно больше, чем может показаться. И с каждой аудиторией создателям творческих отчетов приходится говорить на ее языке.

Перфоманс, видео и ИИ: творческий конкурс отчетов

В рамках работы с культурными проектами команда проекта «Яркие краски креативных индустрий» собрала международный опыт организаторов событий — для кого, зачем и почему они рассказывают о результатах. Адресатами отчетов могут выступать городское сообщество, спонсоры и меценаты, благополучатели, эксперты, дети и молодежь, художники и начинающие авторы, наконец, власть, вплоть до правительства. 

Цели отчетов тоже разные: кто-то ставит целью построить инклюзивное общество, кто-то — привить людям культуру благотворительности, эмпатию и сопричастность, кому-то близки идеи здорового образа жизни, а кто-то мечтает вовлечь больше сторонников в ряды любителей искусства.

Поэтому и форматов для этого может быть также множество, ведь творческий отчет — не просто дополнение к объяснению, чем занимается и чем ценна организация.  Он должен быть доступным, ярким, образным, словом, не менее творческим, чем сам проект, принимать самые причудливые и неожиданные формы — подкаста, документального фильма, музыкального концерта, театрального перформанса и даже… спиритического сеанса. И это подтвердили создатели ряда успешных кейсов, чьи творческие отчеты уже дошли до сердец и умов целевой аудитории.

В этом плане интересен опыт благотворительного фонда «Центр возрождения культурного наследия «Крохино». Анор Тукаева, учредитель и директор фонда, рассказала о том, как ее организация много лет старается найти путь к сердцам благополучателей, жертвователей и многих других сочувствующих людей. БФ «Крохино» занимается консервацией единственного в России затопленного храма-маяка в Вологодской области, а также сохранением памяти об окружающих местах. 

«Мы рассказывали нашим жертвователям о результатах, — рассказала Анор Тукаева. — Нашими благополучателями являются сами жертвователи, переселенцы, которые когда-то жили на этой территории. В качестве творческого отчета мы сняли минутный видеоролик, о том, как мы зажгли свет на маяке спустя 60 лет после затопления,  и это было огромным душевным и трогательным событием для людей».

А вот творческий отчет для благотворительного фонда Владимира Потанина, который поддержал музейный проект фонда «Крохино», был выстроен уже в другом формате.  Инициаторы прекрасно осознавали разницу между этими аудиториями. И решили провести его в форме музейно-спиритического сеанса. Купили специальную лампу, в центр стола поставили макет музейного пространства. С помощью искусственного интеллекта записали необычный голос героя, который говорил от имени музея. Он объявлял проектировщиков и остальных участников проекта.

Константин Кожевников, художественный руководитель Театра сторителлинга Константина Кожевникова, рассказал о своем творческом отчете — спектакле «Настоящие НКОшники — кто они такие?». Он создавался по просьбе коллег из АСИ, которые провели исследование «Профессиональная идентичность и мотивация работы в НКО». Аналитический отчет — большой документ на 90 страниц  — нужно было сделать в нестандартной форме. К нему прилагался большой сборник интервью с респондентами, которые участвовали в проекте. И Театр сторителлинга воспользовался этими интервью и поставил спектакль-перформанс, где артисты в роли руководителей и сотрудников НКО разыгрывали истории из жизни этих организаций, а на экране демонстрировались портрет руководителя, миссия, информация о деятельности и многое другое. 

Екатерина Светличная, генеральный директор центральной универсальной научной библиотеки имени Н. А. Некрасова, подготовила подкаст к 70-летию Братской ГЭС. Коллеги отправились в Братск за материалами, общались со строителями и с их потомками, слушали их рассказы о легендарной стройке. По итогам поездки был сделан сайт проекта со стихами поэтов-шестидесятников, посвященными легендарной ГЭС, с редкой кинохроникой, а также записан подкаст, в котором рассказывалось о строительстве «от первого лица». Творческий отчет о юбилее Братской ГЭС вызвал огромное количество откликов от братчан и дал импульс для самоорганизации граждан: они стали чаще собираться вместе, чтобы снова вспомнить свое великое прошлое. 

Наталья Сергиевская также упомянула о проекте «Яркие краски креативных индустрий» — инновационной российской площадке, где в онлайн- и офлайн-режимах собирается и обсуждается передовой международный и российский опыт оценки социального воздействия творческих проектов, их влияние на общество, среду. Речь об одном любопытном эксперименте, который проходил в Геликон-опере на финальном отчетном концерте проекта: «В качестве творческих отчетов были представлены разные сценические жанры, эстрадные,  театральные и оперные номера грантополучателей. И зрителям предлагалось ответить, передает ли номер идею проекта и его ценности. Какие-то номера действительно выражали дух и масштаб проекта, говорили на языке, понятном целевой аудитории, а какие-то – в меньшей степени. Было интересно наблюдать за тем, как люди в зале считывали, насколько сценическая версия отчета совпадает с проектом». 

Творческий поиск

Чтобы обсудить творческие подходы к отчетам, Наталья Сергиевская и Анна Макарчук предложили участникам Лаборатории поработать в группе. Цель была — найти ответы на три вопроса: что такое творческий отчет, как он делается и как его презентовать целевой аудитории, чтобы она поняла его суть. Участники разделились на две группы. «Лабораторная работа» проходила в форматее увлекательной дискуссии, в ходе которой высказывались нестандартные, красочные идеи. Многие согласились с тем, что сухой аналитический отчет следует перевести в эмоцию, в образ, дать аудитории шанс прожить то, что испытали сами создатели в ходе подготовки, а также подчеркнули важность обратной связи.

«Наша аудитория привыкла к сухим аналитическим отчетам, а мы вдруг им подаем творческий — для них это как порыв свежего ветра, возможность обновить впечатления, — поделилась впечатлениями участница Лаборатории Евгения Горкина, заместитель директора благотворительного фонда «Возрождение культуры и традиций малых городов Руси». — И еще, на своем опыте я убеждаюсь, как много значит уровень доверия, чтобы те, для кого предназначен отчет, видели, что мы делаем что-то настоящее и ценное». 

Подводя итоги ответов на первый вопрос, ведущие подчеркнули: творческий отчет отличается от самого проекта тем, что резюмирует творческий продукт и протягивает линию времени от прошлого, от истории создания проекта, к будущему — что мы закладываем в него, какое влияние он должен оказать на общество.  Он фокусирует внимание на ценностях, заложенных в основе проекта, и его глубинные смыслы, он четко должен быть ориентирован на особенности коммуникации с целевой аудиторией и включать в себя не меньше данных, чем в аналитическом отчете. А еще он должен говорить на одном языке с аудиторией и создавать достойный образ авторов проекта… Подача в ярком, захватывающем кратком формате должна быть похожа на трейлер для фильма — главное, чтобы люди прониклись содержанием. В этом «трейлере» важно многое: искренность, правдивость, слаженность команды, траектория развития самого проекта, призыв к действию, к участию в нем.

Отвечая на второй вопрос, участники отмечали, что при подготовке творческого отчета в смелой новаторской форме нужно учитывать множество рисков. Например, эмоциональная перегруженность образов, обилие информации, неготовность зрителей к формату отчета, «непопадание» в целевую аудиторию, если создатели так и не смогли найти с ней общий язык. Но за рисками стоит и целый ряд возможностей: это отработка нового формата, вовлечение новых ресурсов, людей, организаций, установление новых ценных связей и партнеров, расширение целевой аудитории и даже, возможно, привлечение дополнительных финансов. 

Вопрос о презентации творческого проекта вызвал полет воображения: участники приводили в пример множество интересных вариантов привлечения различных целевых аудиторий. Это может быть спектакль или концерт — для меценатов, видеофильм или подкаст – для СМИ и потенциальных партнеров, флешмобы или комиксы с забавными рисунками – для детей и молодежи, благотворительная ярмарка – для местных жителей.  Ведь творческий отчет захватывает более широкую аудиторию, чем даже сам проект.

«Формат нужно подстраивать под эмоции людей, жажду зрелищ, новизны, — уверен Павел Иванов, организатор конференций для международного фестиваля «Интермузей». — Фотографии и видео, публикации в печатных изданиях и буклеты, медийные спецпроекты, фестивали, городские выставки, — все это должно быть частью творческого отчета и работать на основной продукт». 

Наталья Сергиевская обратила внимание на то, что целевая аудитория творческих отчетов делится на три группы. Первая — это те, кто обычно получает отчеты, —  меценаты, учредители, госструктуры. Вторая группа — те, кто реже получают отчеты, и в основном технические партнеры, профессиональные сообщества, профильные организации. Третьи — те, кто никогда не получает отчетов, – это благополучатели, которые узнают о проекте из самого проекта и не могут увидеть результаты «лицом к лицу» и оценить их. Эти три блока целевой аудитории требуют разного отношения к себе, разной степени подхода к подготовке отчета, и того, одноразовый или многоразовый характер он будет носить. Например, если меценатам требуется много разных типов отчетов, то благополучателям надо один раз донести классную эмоцию и классный результат. 

«Мы как музейные работники привыкли мыслить творческими продуктами, – подвела итог Анна Макарчук. – И именно поэтому для меня было челленджем поучаствовать в работе Лаборатории. Сегодня я убедилась в том, что для таких организаций, как наша, рассказ о выставках тоже может быть выражен языком искусства. И отныне сама постараюсь стать амбассадором творческих отчетов».

«Творческий отчет — это праздник!» — заметила одна из участниц Лаборатории. «Мы стараемся мыслить креативно, но почему-то никогда с отчетами такого не делали, а это круто!» — поддержали ее другие участники.

«По итогам лаборатории мы в рамках реализации проекта «Яркие краски креативных индустрий» будем разрабатывать рекомендации и инструменты, которые помогут авторам и организациям не только оценивать, но и творчески представлять результаты своих проектов, — поделилась планами Ольга Евдокимова. — Это позволит делать культуру оценки более живой, понятной и вдохновляющей для всех участников творческого процесса».

Видеозапись лаборатории «Творческий отчёт: искусство убедительного представления результатов проектов» можно посмотреть на канале Форума Доноров в Rutube.

Автор: Людмила Полонская.

Оригинал статьи опубликован на сайте Журнала о благотворительности.

Методы сбора данных

Презентация «Методы сбора данных» — материал подготовлен АНО «Эволюция и Филантропия» в рамках проекта «Яркие краски креативных индустрий»

Me-Mind — Музейные события. Измерение влияния на локальный контекст (энвайронмент) с анализом данных

Me-Mind – проект, созданный в 2021 году в рамках программы Креативная Европа.

Цель проекта Me-Mind – создание методики для проектов в области культуры, позволяющей принимать и корректировать решения, основываясь на данных о  социальном воздействии. Главное отличие методики – использование цифровых систем сбора мнений и креативный подход к визуализации данных.

Программа предлагает решение одной из самых больших проблем, с которой сталкиваются организаторы культурных событий в области сбора фидбека от аудитории, — демотивированность публики в заполнении отзывов и опросов, отсутствие понимания важности оценки культурного следа, отсутствие отношения к культуре как профессиональному полю.

Целевая аудитория

Проект создан, в первую очередь, в помощь организаторам культурных проектов, которые испытывают затруднения во проведении оценки влияния культуры по причине незаинтересованности аудитории в оценке культурных событий как влияющих на развитие общества.

С другой стороны, проект адресован непосредственно аудитории культурных проектов с целью прояснения качества и объемов влияния культуры на общество, важности измерения этого влияния и участия оценке этого влияния каждого.

Материал подготовлен АНО «Эволюция и Филантропия» в рамках проекта «Яркие краски креативных индустрий»

Творческий отчет как инструмент коммуникации: итоги лаборатории на Форуме Меценатов и Благотворителей

10 апреля в рамках деловой программы Форума Меценатов и Благотворителей в Музее-заповеднике «Царицыно» состоялась тематическая сессия — творческая лаборатория «Творческий отчет: искусство убедительного представления результатов проектов». Мероприятие прошло при поддержке проекта «Яркие краски креативных индустрий» и объединило экспертов из сфер культуры, благотворительности и управления проектами.  Модераторами выступили: Наталья Сергиевская, генеральный директор фонда исследовательских, культурных и просветительских проектов «Будущее время», и Анна Макарчук, директор Центра толерантности Еврейского музея. Своим опытом поделился Константин Кожевников, художественный руководитель театра сторителлинга Константина Кожевникова;  Екатерина Светличная, генеральный директор Центральной универсальной научной библиотеки имени Н. А. Некрасова и Анор Тукаева, учредитель и директор благотворительного фонда «Центр возрождения культурного наследия «Крохино».

Лаборатория стала площадкой для дискуссии о том, как совмещать аналитику с творчеством, не теряя доверия аудитории. Наталья Сергиевская поделилась  результатами зарубежного опроса относительно тематики сессии и кратко рассказала об одном творческом российском российский эксперименте, который проходил в рамках проекта  «Яркие краски креативных индустрий».

В формате групповой работы участники ответили на три ключевых вопроса: 

1. Что такое творческий отчет?

— Это не просто сбор данных, а эмоционально насыщенный инструмент, который вовлекает аудиторию через визуальную привлекательность и личные истории. 

— Его ключевая задача — изменить восприятие проекта, связав прошлые достижения с будущими целями, и подчеркнуть ценности, стоящие за цифрами. 

— Риски, такие как «непопадание в масштаб» или обесценивание, компенсируются возможностями: расширением аудитории, укреплением партнерств и мотивацией команды. 

2. Для кого он создается?

Целевые аудитории разделили на три группы: 

«Постоянные получатели» (меценаты, государственные структуры) — для них важны как аналитика, так и креатив. 

— «Редкая аудитория» (конкуренты, профессиональное сообщество) — их привлекают нестандартные форматы вроде иммерсивных перформансов. 

— «Новые зрители» (благополучатели, широкая публика) — здесь важны простота и эмоциональность: комиксы, ролики, ярмарки. 

3. Какие форматы использовать?

— Для партнеров: календари с хронологией проекта, ВИП-события, нативные статьи. 

— Для команды: внутренние награды («Оскар за самого креативного»), стикерпаки. 

— Для всех: фильмы, подкасты, карты событий. 

Отдельно обсудили баланс между одноразовыми (перформансы) и многоразовыми (фильмы) форматами, а также важность искренности — без «приукрашивания» результатов. 

Почему это важно? 

Участники отметили, что творческий отчет — это не только итог работы, но и способ: 

— Превратить наблюдателей в участников проекта. 

— Создать референс для будущих инициатив. 

— Объединить команду, добавив в рутину элемент праздника. 

«Главное — не бояться экспериментировать. Даже финансовая служба может стать частью креативного процесса, если показать, как их вклад меняет проект», — поделилась одна из участниц. 

Что дальше? 

Лаборатория стала отправной точкой для диалога о том, как совмещать аналитику с эмоциями, не теряя доверия аудитории. Участники увезли с собой не только идеи, но и готовые шаблоны для внедрения в свои проекты. 

Форум подтвердил: творческий отчет — это мост между цифрами и людьми. И его строительство начинается с искренности, креативности и понимания, кому и зачем мы рассказываем наши истории. 

Презентация.

Теория изменений

1) Методические рекомендации «Теория изменений: общие рекомендации к применению (из опыта БДФ «Виктория»)»   http://bit.ly/2ycSOWB

2) Построение теории изменений на примере проекта «Суперженщина»  http://ep-digest.ru/?p=2739

3) Теория изменений: практический инструмент для управления деятельностью, результатами и обучением. http://ep-digest.ru/?p=2745

4) Подборка зарубежного опыта (на русском языке)  по Теории изменений:  http://bit.ly/2F4Kr2O

5) Вебинар по теории изменений: http://socialvalue.ru/?p=1429 — презентации;  видео- запись

7) Презентация » Теория изменений как подход к совместному планированию и реализации социальных преобразований«

8) Теория изменений для развития доказательной базы: https://ep.org.ru/?p=10725 (конференция  АСОПП, 2021)

9) Интерактивный вебинар «Теория изменений: https://ep.org.ru/?p=11944 (конференция АСОПП, 2022)

Кейс. Продленное влияние. Определение социальных и общественных социальных результатов и индикаторов

Continuum of impact – программа, разработанная в 2010 году как часть Animating Democracy’s Impact Initiative при поддержкеW.K. Kellogg Foundation. Цель программы – создание планов, проектов (и организаций) для оценки влияния соединения искусства и развития сообществ, вовлечения граждан и социальных изменений. Программа предполагала включение методики Continuum в образовательные курсы колледжей, университетов и профильные тренинги.

Гайд Continuum of impact по оценке влияния культуры выделяет 6 областей, в которых проявляется влияние культуры. Важным фактором влияния и изменений, порождаемых культурой и искусством, которое отмечают разработчики, является «продолженность» (временная протяженность) влияния, то есть проявление эффектов в разных областях на протяжении длительного времени.

Модель не диктует организаторам проектов исчерпывающего перечня результатов и индикаторов, а описывает подходы к исследованию влияния культуры.

Кейс.

Материалы по теме творческие проекты и реновация и обновление городов и территорий

Выдержка из обзора международного опыта по теме «Творческие проекты и реновация и обновление городов и территорий«.

Материал посвящен взаимосвязи между культурой и обновлением городов и территорий. В нем рассматривается роль культурных инициатив в экономическом развитии и социальной интеграции, а также их роль в формировании человеческого капитала. Приводятся примеры успешной реализации культурных проектов и рассматриваются возможные сложности.

Материал подготовлен АНО «Эволюция и Филантропия» в рамках проекта «Яркие краски креативных индустрий»