SROI

Recycling symbol

Социальный возврат на инвестиции (Social Return On Investment, SROI) — подход, который позволяет измерять ценности в широком смысле слова и учитывает социальные, экологические и экономические издержки и выгоды.

Метод SROI помогает проанализировать изменения, существенные для ключевых стейкхолдеров (людей и организаций, которые их совершают и для которых они совершаются), а также представить их в стоимостном выражении.

Деньги в анализе SROI – это универсальный способ выражения ценности. Благодаря универсальному языку финансов, методику могут использовать и коммерческие компании, и благотворительные фонды, и некоммерческие организации, и органы власти.

Анализ SROI базируется на принципах и включает ряд обязательных этапов, однако нет ограничений относительно методов сбора и анализа данных. Это значит, что анализ можно организовать с учетом имеющихся ресурсов и потребностей организации.

Итоги анализа по методике SROI используются для повышения положительного воздействия деятельности (проекта, программы, организации и пр.) и/или минимизации ее нежелательных эффектов.

SROI — разновидность стоимостного подхода к анализу по принципу затраты-выгоды(cost-benefit analysis, CBA). Например, соотношение 2:1 означает, что, вложив в некий проект или деятельность 1 рубль, мы получим 2 рубля в виде созданных этим проектом ценностей.

В то же время создание и развитие методики SROI осуществлялось с учетом двух других традиций, таких как учет вклада в устойчивое развитие общества (sustainability accounting) и финансовый учет (financial accounting). Подробнее об отличии SROI и CBA см. здесь.

Полезные материалы по методике SROI:

Семь принципов анализа социальных ценностей — 7 принципов SROI (на русском языке)

Руководство по оценке социального возврата на инвестиции (на русском языке)

Дополнительное руководство по анализу существенности (на русском языке)

Руководства по SROI (Social Value UK, на английском языке)

Анализ SROI программы «Будь здоров» (на английском языке). В отчете описаны основные этапы и результаты анализа социального возврата на инвестиции (SROI) по программе «Будь здоров!», которую CAF Россия реализует при финансовой поддержки компании «Монд’элис Русь» и Mondelēz International Foundation с 2007 года).

Пример использования метода SROI в спортивных программах

Кейсы и публикации по SROI (на русском языке)

Публикации по теме SROI на страницах Дайджеста ЭиФ

Социальный возврат на инвестиции (SROI) и Анализ «затраты – выгоды» (CBA): есть отличия или нет ничего общего?

Сертифицированный тренинг SROI Network в Москве. Видео с отзывами участников и фотографии с тренинга

Подробнее о стоимостных подходах к оценке эффективности программ и их социального воздействия: