14 июня в Московском городском педагогическом университете прошла первая экспертная сессия по проблеме оценки социально-ориентированных программ, проектов и инициатив

14 июня в Московском городском педагогическом университете состоялась открытая экспертная сессия «Продукт, результат, воздействие: проблема оценки и измерения социально ориентированных программ, проектов и инициатив».

На площадке МГПУ ведущие эксперты России в области оценки социального воздействия обсудили вопросы, связанные с проблемой измерения импакта проектных инициатив в сфере науки и высшего образования.

На сессии рассматривались следующие вопросы:

  1. Какие этапы работ необходимо выполнить при разработке подхода к оценке социального воздействия от реализации социально-ориентированных практик, проектов, программ и инициатив университета?
  2. Какова специфика оценки проектов негосударственного (НКО) и государственного сектора?
  3. Какова специфика разработки подхода к оценке импакта проектов / программ в сфере образования?
  4. Какова специфика разработки подхода к оценке импакта проектов / программ в сфере науки и технологий?
  5. Возможно ли оценить социальное воздействие проекта после его завершения?

Ключевым направлением экспертной дискуссии стал вопрос создания многоуровневой модели оценки социального воздействия социально-ориентированных проектов, программ и инициатив для российских университетов, включающей образовательную, научно-исследовательскую и общественную миссии вузов.

Ольга Евдокимова, исполнительный директор АНО «Эволюция и Филантропия», предложила проанализировать потребности заказчика проектов внутри вуза и понять, какую пользу должны приносить университетские проекты, возможно ли увеличить данную пользу.

Наталья Гладких, главный редактор журнала «Позитивные изменения», ведущий эксперт центра технологических инноваций института социально-экономического проектирования НИУ ВШЭ, и Владимир Вайнер, заведующий центра инновационных экосистем в социальной сфере института социально-экономического проектирования НИУ ВШЭ, лидер Фонда развития медиапроектов и социальных программ «Глэдвэй» (Gladway Foundation), в качестве подхода к оценке предложили опираться на теорию позитивных изменений и использовать модель создания уникального оценочного профиля (УОП) проекта, адаптировав его под потребности университета.

В качестве важного аспекта разработки и оценки социально-ориентированных проектов университета, а также в контексте стратегии развития проектных инициатив университета Владимир Вайнер обозначил необходимость принятия во внимание контекста третьей миссии, которая характеризуется вкладом в социально-экономическое развитие общества, в том числе через обучение служением.

Владимир Балакирев, консультант по оценке программ в компании «Процесс Консалтинг», отметил важность взаимодействия с заказчиком для определения целей и задач проекта, включая ожидаемое социальное воздействие, которое планируется измерять.

В качестве конкретной рекомендации Ольга Евдокимова предложила провести пилотное оценочное исследование для специально отобранных университетских проектов, в рамках которого создать карту проектов, ранжированных по актуальным критериям. Важным аспектом пилотного исследования должно стать вовлечение заинтересованных сотрудников, например, руководителей проектов и научно-исследовательских групп

Общая рекомендация экспертов состояла в том, что для разработки модели оценки университетских проектов необходимо переходить от кабинетной (теоретической) части исследования к практической (эмпирической), в том числе к проведению интервью со стейкхолдерами проектов для определения конкретных потребностей и направлений их решения.

Более подробно с мнениями экспертов можно ознакомиться в видеозаписи трансляции

Гайд обсуждения доступен в презентации. Видео доступно по ссылке.