Надо ли и как управлять спросом на услуги НКО со стороны благополучателей?

22 мая 2019, в НИУ ВШЭ, в рамках конференции Маркетинг социальных проектов: обучение, разбор эксклюзивных кейсов, международные проекты, примеры успешных интеграций, мы провели дискуссионную сессию «Донор или благополучатель – когда и кого слушать?».

Своими мнениями поделились эксперты НКО сектора, представители как некоммерческого так и донорского сообщества.

Ольга Евдокимова обозначила основные вопросы секции:  «В основном тема маркетинга в НКО употребляется в контексте фандрайзинга, взаимоотношений с донорами. А управление маркетингом — это управление спросом на услуги и проекты НКО со стороны благополучателей. Есть различие между потребностями и спросом, тем более массовым. Адекватно ли ставить вопрос о маркетинге с точки зрения благополучателей?  Все ли НКО нацелены на увеличение спроса? «. Аудитории был задан вопрос » У кого есть сотрудники, занимающиеся именно маркетингом, не Pr-ом? У кого есть маркетинговые планы?». Оказалось, что ни у кого в аудитории (присутствовало около 15 человек) нет ни таких людей ни документов. Александр Боровых ( Даунсайд Ап) отметил, что их организация в настоящий момент пытается разработать план цифрового маркетинга. Присутствующие выразили заинтересованность в  ознакомлении как с процессом разработки такого плана , так и с самим планом. Некоторые участники встречи  обозначили  волнующие их вопросы к секции, среди которых были — про конкуренцию среди НКО и  про маркетинг идей и продвижение интересов целевых групп. Далее выступили спикеры.

Наталия Фреик, эксперт-аналитик АНО «Эволюция и филантропия»,  представила международные тренды сбора обратной связи среди благополучателей и соответствующий российский опыт, который был собран в рамках проекта «Слушай с Пользой!»  и опубликован в Сборнике российских практик НКО. Наталья также представила кратко 1 версию Методических рекомендаций по сбору обратной связи, которые были подготовлены по итогам анализа российского и международного опыта и которые будут сейчас обсуждаться с профессиональным сообществом.Презентация «Сбор обратной связи.Программа Слушай с пользой!» (Н.Фреик)Скачать



Эльвира Гарифулина, Руководитель программы «Семья и дети» Фонда Тимченко, представила опыт Фонда Тимченко по организации процессов сбора обратной связи от грантополучателей и от других заинтересованных сторон, в том числе и от детей им семей, вовлекаемых в проекты грантополучателей Фонда.

Юлия Богданова, КПМГ,  отметила, что с самого начала Фонд КПМГ проводил маркетинговые исследования с целью выяснения того, какие социальные услуги и у каких целевых групп наиболее востребованы.  Для Фонда  — формирование активного спроса — важная задача. 
Презентация «Диалог с клиентами в программе «Уверенное начало»» (Ю.Богданова)Скачать

Александр Боровых, БФ «Даунсайд Ап», отдельно подчеркнул важность и трудность задачи привлечения т.н. труднодоступных клиентов из удаленных территорий,  которые слабо пользуются Интернетом. Александр также отметил, что организация самостоятельно не может удовлетворить большой спрос и ищет различные каналы масштабирования своей деятельности как через применение цифровых технологий, так и через организацию различных партнерств на местах. Одновременно решается задача преобразования системы работы с целевой группой. 

Светлана Строганова, БФ «Арифметика добра», Клуб «Азбука приемной семьи», рассказала об опыте организации по работе  с приемными родителями и осветила следующие темы : Приемные родители как благополучатели, со-авторы и равные консультанты Клуба. Благополучатели как волонтеры, сотрудники и амбассадоры Фонда. Нужен ли целенаправленный сбор обратной связи, если и так все в непосредственном контакте? Как проверяются поступающие предложения от благополучателей на адекватность (как не стать «золотой рыбкой»)?

В целом, дискуссия получилась живая, интересная. Благодарим всех кто пришел на секцию, а также Максима Шматова за приглашение и участие в конференции.

Видео-запись сессии доступна по ссылке.

Сессия проведена в рамках проекта «Слушай с пользой!», который реализуется АНО «Эволюция и Филантропия» при поддержке Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы и с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. Поддержку проекта также осуществляет Фонд Тимченко.