Можно ли оценить разумом то, что выбрано сердцем? Стартовал проект изучения, отбора и распространения методов и приёмов оценки культурных инициатив

4 сентября 2023 года в московском Царицыно в рамках «Форума меценатов» состоялось обсуждение методов и продуктов для оценки культурных проектов, которое модерировала Елизавета Фокина, генеральный директор музея-заповедника «Царицыно». Ключевой вопрос задал представитель одного из крупнейших в России государственных грантодателей — Президентского фонда культурных инициатив Игорь Соболев: «Меценаты принимают решения сердцем, но через какое-то время начинают  задумываться, как оценить эффективность своих инвестиций в культурные проекты и инициативы». Ответить на него вызвались эксперты проекта «Яркие краски креативных индустрий», АНО «Эволюция и Филантропия» (ЭиФ), представители холдинга «Национальная Медиа Группа», ЦСП «Платформа». Мероприятие посетили 50 человек.

«Примеры оценки социокультурного воздействия творческих инициатив в России существуют, но носят эпизодический характер, — отметила Ольга Понкратова, руководитель социокультурных проектов театра «Геликон-опера». — Системного подхода к данной проблеме в стране до сих пор не выработано. Для нас как для участника культурного процесса с одной стороны и организатора работы с творческими проектами  с другой это насущный вопрос. Поэтому в ходе реализации задуманного будет проведено крупное исследование отечественного и международного опыта, призванное создать методологическую базу и сформировать библиотеку инструментов для всех участников процесса»

«Творец свободен в выборе пути, но он должен иметь с куратором и меценатом одну “дорожную карту” и целеполагание, — подчеркнула Наталья Сергиевская, генеральный директор Фонда «Будущее время», эксперт-консультант ЭиФ. — Исследуя социальное влияние проектов в области культуры и креативных индустрий, мы должны учитывать те цели и ценности, которыми руководствовался автор, но в неменьшей степени — задачи и стратегии грантодателя и общественные тренды».

Эксперт отметила, что в исследование, проводимое специалистами АНО «Эволюция и Филантропия», (ЭиФ) вошло около 50 различных источников — международных обзоров, моделей и руководств по оценке социального воздействия творческих проектов. Его итогом станет разработка подходов к измерению социокультурных эффектов, результатов, показателей их достижения.

Удачным примером возможного подхода к измерению социокультурного эффекта поделилась Мария Залунина, представитель холдинга «Национальная Медиа Группа»: 71 % зрителей сериала «Тётя Марта» изменили отношение к проблеме социального сиротства. Это произошло благодаря использованию ряда инструментов, встроенных в нарратив проекта.

«Мы сознательно изменили сценарий, — рассказала Мария Залунина, — для получения такого воздействия. И этот подход сделал из коммерчески успешного проекта ещё и социальный. Эффект удалось замерить сочетанием фокус-групп и других инструментов социологических исследований, проведённых ЦСП “Платформа”».

Алексей Фирсов, генеральный директор ЦСП «Платформа», при участии которого шла работа над оценкой сериала, отметил, что с ключевыми проблемами — сложностью учёта влияния социальных эффектов, необходимостью принимать во внимание множество сопутствующих факторов — удалось справиться благодаря разработке оригинального, гибкого и точного методологического инструментария. 

 В обсуждении приняли участие:

  • Игорь Соболев, первый заместитель генерального директора ПФКИ; 
  • Ольга Понкратова, руководитель социокультурных проектов театра «Геликон-опера» (презентация); 
  • Инга Пагава, исследователь, эксперт в области филантропии (презентация);
  • Наталья Сергиевская, генеральный директор Фонда «Будущее время», эксперт-консультант АНО «Эволюция и Филантропия» (презентация);
  • Алексей Фирсов, генеральный директор ЦСП «Платформа»;
  • Мария Залунина, руководитель КСО холдинга «Национальная Медиа Группа» (презентация). 


Справка о проекте

Межрегиональный форум «Яркие краски креативных индустрий», победитель конкурса ПФКИ, — инновационная российская площадка, где в онлайн- и офлайн-режимах собирается и обсуждается передовой международный и российский опыт оценки социального воздействия творческих проектов. Ключевой контент-партнер проекта — АНО «Эволюция и Филантропия».

Форум призван разработать рекомендации и подходы, с одной стороны, учитывающие специфику творческой сферы и компетенции её участников, с другой — принимающие во внимание ожидания финансирующих институтов. Полученные результаты будут способствовать развитию оценочного мышления у инициаторов проектов и предоставят им доступ к набору инструментов (например, к библиотеке результатов, показателей, кейсов) для оценки эффективности и повышения социокультурного потенциала. Над новыми подходами к оценке будут работать профессиональные эксперты, представители регионов, деятели культуры и креативных индустрий, а также участники успешно реализованных проектов, получивших поддержку ПФКИ.

Видео доступно по ссылке.


Пресс-служба проекта
«Яркие краски креативных индустрий»,
P
ress@creative-industries.su