Итоги фокус-групп по оценке онлайн-курса «Оценка проектов и программ в сфере детства»

24 сентября 2021 были проведены фокус-группы по оценке онлайн-курса «Оценка проектов и программ в сфере детства».

Общее количество участников фокус-групп – 42 человек, по 14 в каждой фокус-группе. Онлайн-курс «Оценка проектов и программ в сфере детства» закончили 55 человек. Таким образом, в фокус-группах приняло участие большинство (84 %) завершивших обучение. На фокус-группах участники отвечали на вопросы полуструктурированного интервью. Проводили фокус-группы к.с.н. Сергеева Светлана Юрьевна, к.с.н. Полярна Наталья Геннадьевна, к.п.н. Асташина Екатерина Евгеньевна.

Целью оценки было определить направления повышения результативности онлайн-курса «Оценка программ и проектов в сфере детства».

Анализ материалов фокус-групп позволяет сделать следующие выводы:

  • Качество онлайн курса участники оценили как высокое, позволяющее создать после завершения курса основу для внедрения системы МиО программ и проектов в организациях. Было преодолено отношение к МиО как к чему-то чрезвычайно сложному. Слушатели курсов приобрели системные знания о мониторинге и оценивании, что позволяет использовать эти инструменты осознанно, с учетом особенностей каждой организации.
  • В ходе курса произошло формирование целостной картины процесса МиО. Этот результат внешне схож с предыдущим (формирование системных знаний о МиО), в то же время, в нем есть важный отличительный аспект. Формирование целостной картины процесса МиО означает, что слушатель курса воспринял этот процесс как четкий алгоритм, то есть строгую последовательность действий. Повысился уровень знаний по таким аспектам социального проектирования, которые тесно связаны с МиО. Среди них – знания о том, как правильно формулировать результаты проекта, выстраивать логические цепочки результатов пр.
  • Возросла готовность к взаимодействию с внешним специалистом по оцениванию.
  • Неожиданным эффектом курса стало улучшение взаимодействия внутри организации благодаря совместной работе микрогрупп из членов одной организации.
  • Система вышеназванных эффектов обеспечила такой результат, как повышение готовности разрабатывать и внедрять МиО в деятельность организации.
  • Слушатели курса оценили полезность групповых обсуждений как очень высокую, определив эти обсуждения как «изюминку курса». Групповые обсуждения позволили обменяться практическим экспертным опытом. Участники курсов, которые не имеют такого опыта, восприняли его от более компетентных коллег в доступной для понимания форме.
  • Формат домашних заданий был оценен в целом высоко. При этом некоторые участники курса заявили, что они не всегда понимали, чего именно от них хотят в домашнем задании, а обратная связь по поводу сделанных ошибок была недостаточно подробной.

Дальнейшая поддержка со стороны АНО «Эволюция и филантропия» внедрения систем МиО в организациях желательна в следующих формах:

  1. Сопровождение команд сотрудников организаций, внедряющих системы МиО, мотивация этих команд и поддержка их командного потенциала.
  2. Консультации экспертов АНО «Эволюция и филантропия» по практическим аспектам внедрения и использования систем МиО.
  3. Продолжить сбор и обобщение конкретных практик/ситуаций использования МиО, распространение этой информации.
  4. Анализ материалов фокус-групп убедительно свидетельствует о положительной динамике развития онлайн-курса.     

Полный текст отчета по анализу материалов фокус-групп доступен по ссылке.

Онлайн-курс проводился в рамках проекта «Оценка в сфере детства: развитие сообщества практиков», реализуемого АНО «Эволюция и Филантропия» при поддержке Фонда президентских грантов.