Итоги семинара «Разработка инструмента для оценки детско-родительского взаимодействия»

10 ноября состоялся онлайн-семинар «Разработка инструмента для оценки детско-родительского взаимодействия», который провела Татьяна Шинина, к.пс.н., доцент Московского городского психолого-педагогического университета, эксперт АНО «Научно-практическая лаборатория “Психологические инструменты”». Семинар был дополнением к работе созданной в 2020 г. тематической группы «Оценка в социальных приютах и кризисных центрах для матерей с детьми». 

Участие в семинаре приняли руководители и специалисты НКО и государственных учреждений. Общее количество участников — 58 человек из 24 регионов. По данным предварительного анкетирования участников, около половины (46%) уже участвовали в предыдущих встречах. См. презентацию Татьяны Арчаковой.

Татьяна Шинина рассказала об опыте разработки методики «Оценка детско-родительского взаимодействия «ECPI» (https://www.lab-family.com/issledovaniya), которая используется в работе семьями, где растут дети младенческого и раннего возраста. Запрос на инструменты оценки детско-родительского взаимодействия возник в процессе реализации проекта «Социальный ТехноПарк “Долина семьи и детства”» в Москве (в рамках государственной программы поэтапного внедрения Профессионального стандарта «Специалист по работе с семьей»).

На основе анализа международного опыта и отечественных разработок (научной школы М.И. Лисиной) были разработаны две части инструмента: описывающее поведение родителя и ребенка в ходе взаимодействия. Наблюдение за ребенком включает в себя 5 маркеров, которые оцениваются во взаимодействии со взрослым и в игре с предметами: фокус внимания, инициативность, средства общения, эмоциональные переживания, а также чувствительность к взрослому или деятельность с предметом. Наблюдение за родителем сфокусировано на маркерах родительской отзывчивости на эмоциональном, физическом, познавательном и действенном уровнях.  

Проявления каждого маркера могут иметь позитивный и негативный полюс. Например, положительное проявление инициативы в адрес взрослого происходит, когда ребенок привлекает внимание взрослого к своим действиям, «тянет за платье»; а отрицательное – «сидит рядом за столом и ничего не делает». Для каждого маркера есть библиотека с примерами: как текстовыми описаниями, так и фрагментами видеосъемки. Их можно использовать для подготовки специалистов, чтобы оценивание было согласованным.

В целях исследования или мониторинга детско-родительское взаимодействие снимается на видео. Затем короткие (10-минутные) фрагменты совместной деятельности анализируются с помощью программы Observer. Альтернатива программному обеспечению – бланки наблюдения. Для поддержки родителей, развития их компетентности, проводится «родительский консилиум». На нем группа родителей смотрит видеофрагменты, снятые в их семьях, и с помощью специалиста отмечает удачные моменты и сильные стороны. Также «родительский консилиум» можно использовать для триангуляции оценок специалистов и родителей.

Освоить программу Observer и методику наблюдения за детско-родительским взаимодействием можно на курсе повышения квалификации в МГППУ (144 ч., дистанционно).

Видео-запись встречи доступна по ссылкеПрезентация Татьяны Шининой.

Дополнительные материалы:

  • Материалы проекта «Социальный ТехноПарк “Долина семьи и детства”» (описания практик работы с семьей, включая процессы мониторинга их результативности):
  • Подробное описание инструмента и его теоретических оснований: Детско-родительское взаимодействие и развитие ребенка раннего возраста / под ред. Л.В. Токарской : коллективная монография. – Екатеринбург, 2019. Доступно по ссылке.
  • Опыт экспертизы инструмента в профессиональном сообществе: Галасюк И. Н., Шинина Т. В., Иргашев Н. Р., Морозова И. Г., Пасечник О. Н. Открытая  профессиональная экспертиза методики детско-родительского взаимодействия: векторы развития психологического инструментария // Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии № 3 (48) 2018. C. 5 – 24Ссылка на файл.
  • Культурная специфика ожиданий от ребенка и ухаживающих за ним взрослых: Галасюк И.Н., Шинина Т.В., Шведовская А.А., Морозова И.Г., Ефремова Е.В., Нгуен Т.Х., Нгуен Т.Л. Взаимодействие значимого взрослого с ребенком раннего возраста в России и Вьетнаме // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 6. С. 47–62. Ссылка.

Мероприятие проводилась в рамках проекта «Оценка в сфере детства: развитие сообщества практиков», реализуемого АНО «Эволюция и Филантропия» при поддержке Фонда президентских грантов.