В феврале АНО «Эволюция и Филантропия» провела опрос среди экспертов в области оценки культурных проектов по теме востребованности проекта «Яркие краски креативных индустрий-2». В опросе приняли участие 32 респондента. Первый проект «Яркие краски креативных индустрий» реализовывался АНО «Эволюция и Филантропия» в 2023-2024 гг.
Цель отчета
Обобщить и проанализировать данные опроса об актуальности проекта «Яркие краски креативных индустрий — 2» для выявления потребностей и приоритетных направлений развития методов оценки социокультурного влияния творческих проектов.
Методология
Опрос проводился с 31 января по 5 февраля 2025 года. В нем приняли участие 32 респондента из различных профессиональных групп. Важно отметить, что из-за небольшого размера выборки результаты не могут считаться статистически значимыми и должны интерпретироваться с осторожностью.
Профиль респондентов
Большинство респондентов имеют опыт в оценке творческих или социокультурных проектов:
— 50% регулярно участвуют в оценке
— 34,4% иногда участвуют
— 15,6% не имеют опыта, но хотели бы его получить.

Профессиональная деятельность респондентов разнообразна, с преобладанием специалистов в области оценки программ и проектов, преподавателей/научных сотрудников и руководителей творческих проектов.

Профессиональный профиль респондентов (была возможность отменить несколько вариантов):
- Специалисты по оценке программ и проектов: 20
- Руководители/организаторы творческих проектов: 12
- Преподаватели/научные сотрудники: 10
- Представители сферы культуры и искусства: 6
- Представители грантодающих организаций: 2
- Представитель IT-компании: 1
Актуальность оценки социокультурного влияния творческих проектов
Подавляющее большинство респондентов (93,8%) считают тему оценки социокультурного влияния творческих проектов очень актуальной (оценки 4-5 по 5-балльной шкале).

Различия между группами: эксперты по оценке чаще оценивали актуальность на 5 баллов, чем организаторы творческих проектов.
Причины высокой актуальности:
1. Необходимость обоснования проектов:
«Сложно обосновать необходимость в реализации творческого проекта и его влияние. Сложно выделить и оценить средне и долгосрочные результаты.»
2. Повышение эффективности вложений:
«Измерение социальных эффектов от реализованных проектов позволяет понять, по каким направлениям, в каких формах эффективнее вкладывать деньги.»
3. Улучшение качества проектов:
«Иначе мы имеем проекты, где танцы ради танцев. Понимая особенности оценки социокультурного влияния, проще работать с творческими командами, чтобы в регионе были действительно проекты, меняющие культурный фон вокруг в лучшую сторону.»
Приоритетные направления развития
Наиболее важные направления развития проекта, по мнению респондентов:
1. Формирование экспертных площадок (68,8%)
2. Проведение обучающих вебинаров и мастер-классов (62,5%)
3. Разработка комплексной адаптивной оценочной методологии (56,3% респондентов)
4. Развитие междисциплинарного подхода к оценке (56,3%)
5. Адаптация оценочных подходов к специфике творческих команд (46,9%)

Различия между группами: эксперты по оценке больше заинтересованы в разработке методологии — организаторы проектов чаще выбирают обучающие мероприятия и адаптацию подходов к специфике творческих команд.
Интерес к участию в проекте
Большинство респондентов выразили желание участвовать в различных активностях проекта:
1. Участие в обучающих мероприятиях (81,3%)
2. Участие в разработке новых методик оценки (62,5%)
3. Участие в апробации новых методик (50%)
4. Участие в региональных и федеральных экспертных обсуждениях (40,6%)
5. Проведение оценки собственного творческого проекта с методической поддержкой команды ЯККИ – 28,1%
6. Организация собственных мероприятий по популяризации темы оценки – 15,6%
Различия между группами: эксперты по оценке больше стремятся участвовать в разработке методик и экспертных обсуждениях — организаторы проектов чаще выбирают обучающие мероприятия и проведение оценки собственных проектов.
«Интересные возможности продвижения оценки социокультурных проектов. Очень нужны экспертные площадки, обсуждения. Важно также и продвижение результатов оценки».

Потребности и трудности в оценке
Основные потребности:
— Разработка единых критериев и методик оценки
«Потребность в изучении бенчмарков (кейсы и базы индикаторов) и обсуждении опыта с доказанной эффективностью».
«Единые критерии оценки проектов, разработанные новые методики оценки социокультурного влияния».
— Обучение и обмен опытом
«Обучение для более глубокого погружения в тему, овладения новыми методиками оценки».
«Обсуждение результатов оценки»
Основные трудности:
1. Методологические сложности:
«Методологические (как оценить то, что оценить сложно)».
«Очень разный уровень проектов. Например, влияние проекта в поселке с 500 жителями при единственном очаге культуры в виде библиотечного пункта и Чеховского Фестиваля в Таганроге».
2. Недостаток компетенций:
«Отсутствие компетенций у специалистов.»
3. Ресурсоемкость процесса оценки:
«Проекты часто небольшие, как по финансовому обеспечению, так и кадровому. Оценка же может требовать много ресурсов, нужен какой-то оптимальный подход, который по времени не перекроет весь проект.»
4. Низкая культура оценки
«Незрелый запрос со стороны индустрии; сложности, связанные с особенностями сферы; неопределенность терминологическая; настройка известных оценочных методов; коммуникация ценности для отрасли».
Различия между группами: эксперты по оценке чаще отмечают методологические сложности и недостаток единых критериев — организаторы проектов больше обеспокоены сопротивлением творческих команд и финансовыми ограничениями.
Предложенные респондентами форматы мероприятий
Респонденты отметили важно очных мероприятий, т.к. они дают возможность для нетворкинга, а также высказали предпочтение по работе с разбором кейсов. Также среди предложенных форматов: мастер-классы, экспертные сессии и площадки, стратегические сессии, обучающие вебинары, дискуссии, круглые столы, презентация результатов оценочного исследования, акселератор.
«Обучающие мероприятия для экспертов по освоению методики оценки, в том числе в формате подробного разбора конкретного проекта, с которым мы ознакомились заранее. Ну, типа калибровочной экспертизы, но с подробным разбором».
«1-2-дневные интенсивы (по возможности в выходные) и групповая работа в чатах с кейсами».
Предложения или комментарии по проекту
«Перед мероприятием направить участникам мероприятия 2-3 тестовых проекта и по свежим следам разобрать результаты оценки, когда у экспертов будут свежие впечатления и аргументы».
«Хотелось бы не только послушать, но и принять участие в обсуждении. Предлагаем во второй части ЯККИ-2 организовать круглый стол с обменом мнениями».
Выводы и рекомендации
1. Высокая актуальность темы подтверждает важность развития проекта ЯККИ-2.
2. Необходимо разработать комплексную программу обучения по оценке социокультурных проектов, учитывая различные потребности экспертов и организаторов.
3. Формирование экспертных площадок для регулярного обмена опытом и обсуждения актуальных вопросов оценки.
4. Разработка адаптивной методологии оценки, учитывающей специфику различных типов творческих проектов.
5. Развитие междисциплинарного подхода к оценке, привлекая специалистов из различных областей.
6. Разработка стратегий по преодолению основных трудностей, таких как недостаток компетенций, финансовые ограничения и сопротивление творческих команд.
Заключение Результаты опроса демонстрируют высокую востребованность проекта по оценке социокультурного влияния творческих проектов. Эксперты признают актуальность темы и готовы активно участвовать в развитии методологии и практики оценки. Основные направления работы должны включать разработку адаптивных методик, обучение специалистов и создание площадок для профессионального диалога.
Скачать текст отчета можно по ссылке.