«Мониторинг и оценка практик поддержки семей с особыми детьми» — результаты встречи

11 октября состоялась встреча тематической площадки «Мониторинг и оценка практик поддержки семей с особыми детьми», которая была посвящена вопросам отбора и экспертизы инструментов сбора и анализа данных.

Во встрече участвовало 34 специалиста из 21 региона, представляющих государственные и некоммерческие организации, работающие с семьями с особыми детьми.

В начале встречи были представлены ключевые выводы по итогам ранее проделанной работы, а именно выделенные особенности системы МиО практик поддержки семей с особыми детьми и пример разработки теории изменений для таких практик.

Работа продолжилась обзором инструментов, используемых в практиках поддержки семей с особыми детьми и представленных на сервисе ПИОН. О сервисе ПИОН рассказала куратор площадки — Заводилкина О.В.  Анализ представленных инструментов по их видам показал, что чаще всего в практиках используются анкеты и опросники, реже стандартизированные шкалы. При этом предпочтение отдается разработанным внутри практики инструментам.

Среди участников встречи был проведен опрос, который подтвердил представленные в обзоре выводы. Так 93% ответивших на вопрос указали на то, что чаще всего используют анкеты и опросники, разработанные в организации.

Во второй части встречи был представлен новый формат проведений обсуждения открытая блиц-экспертиза инструмента в диалоге с экспертом. Инструмент на экспертизу представила Жимаева Е.М. – руководитель просветительского проекта «Сфера инклюзии» АНО МИКС. В роли эксперта выступила куратор группы Заводилкина О.В.

Вводные данные об инструменте: в настоящий момент инструмент используется для составления индивидуальных планов работы с детьми с ОВЗ. Инструмент направлен на оценку сформированности представлений об окружающем мире.  

Запрос на экспертизу: можно ли использовать получаемые с его помощью данные для оценки социального результата, а именно для оценки повышения уровня сформированности представлений об окружающем мире.

Рекомендации по итогам экспертизы.

  1. Адаптировать вопросы к современным условиям жизни ребенка.
  2. Продумать систему дополнительных вопросов или использования визуальных помощников, которые дадут возможность оценить, насколько ребенок адекватно понимает содержание вопроса и потенциально имеет данные для ответа.
  3. Разбить составные вопросы на отдельные вопросы.
  4. Продумать систему перевода системы фиксации ответов   «+», «+/- », «-»  в числовые значения.
  5. Определить уровень фиксируемых с помощью данного инструмента изменений в представлениях ребенка, которые могут быть определены как их расширение.

В третьей части встречи участники работали по группам.

Был составлен перечень вопросов к описанию инструмента, ответы на которые помогут организации принять решение, подходит данный инструмент для ее целей или нет.

  1. На что направлен инструмент?
  2. Какой социальной результат измеряет?
  3. К какому методу относится?
  4. Есть ли сведения о том, кто разработал, была ли психометрическая проверка, стандартизация, адаптация, модификация?
  5. Для какой целевой группы?
  6. Кто выступает источником информации?
  7. Время заполнения?
  8. Что входит в инструмент (бланки, инструкция и т.п.)?
  9. Какие есть ограничения при использовании (как часто можно использовать, можно ли оценить динамику, какие условия при применении инструмента надо контролировать («контроль поля»), нужны ли дополнительные компетенции, нужно ли пройти дополнительное обучение и др.)?
  10. В каком виде будут представлены индивидуальные результаты?
  11. Как измеряется успех по социальному результату?
  12. Есть ли примеры использования?
  13. Прошел ли инструмент экспертизу и какую именно?

А также были определены: вопросы по инструменту, при ответе на которые организации может потребоваться помощь, удобные формы получения помощи, условия, обеспечивающие доступ к инструментам и их тиражирование, представлен разработанный одной из групп пример цепочки действий при желании получить помощь при выборе инструмента.

В продолжение работы площадки было решено:

  1. Организовать сбор инструментов для общей базы инструментов практик поддержки семей с особыми детьми, которые могут быть использованы в целях мониторинга и оценки.

2. Составить чек-лист для самостоятельного принятия решения о том, подходит ли инструмент под задачи практики и обсудить его на следующей встрече.

3. Продолжить проведение экспертных встреч, как общих, так и индивидуальных.

Записаться на экспертизу можно по ссылке.

Смотрите видео-запись встречи.

Мероприятие проводится в рамках проекта «Оценка в сфере детства: развитие сообщества практиков», реализуемого АНО «Эволюция и Филантропия» при поддержке Фонда президентских грантов.