4 октября состоялась онлайн встреча тематической группы «Социальные приюты и кризисные центры для матерей с детьми» — «Как мы разрабатывали систему мониторинга социальных приютов и кризисных центров для матерей с детьми».
Задачи тематической группы:
- Популяризация темы мониторинга и оценки социальных практик, использования доказательного подхода к оценке результативности.
- Формирование базы знаний по мониторингу и оценке практик работы социальных приютов и кризисных центров для матерей с детьми – практические наработки, методические ресурсы и пр.
- Организация площадки по обмену опытом и поиску решений в области мониторинга и оценки практик, программ, проектов, развитие компетенций.
Участие в семинаре приняли руководители и специалисты НКО и государственных учреждений. Общее количество участников — 34 человека. По данным предварительного анкетирования участников, две трети из них (68%) уже участвовали в предыдущих встречах.
Модератором встречи выступила Татьяна Арчакова, психолог-методист БДФ «Виктория». В начале встречи она напомнила о результатах работы группы на предыдущих встречах и ответила на запрос, озвученный в ходе анкетирования. Ольга Евдокимова представила первые результаты по разработке Теории изменений, сделанные тематической группой «Социальные приюты и кризисные центры для матерей с детьми» на семинаре 10.09.21. Презентация доступна по ссылке.
В основной части встречи специалисты, завершившие участие в онлайн-курсе «Оценка программ в сфере детства», поделились тем, что изменили или добавили в свои системы мониторинга с учетом знаний и навыков, полученных на курсе.
Мария Егорова, сотрудник Международного детского фонда «Дети Саха-Азия», представила рабочую версию теории изменений проекта «Временный приют для семей с детьми в городе Якутске». После этого участники встречи работали в 3 группах, предлагая обратную связь по логике, представленной в теории изменений, и обсуждая факторы, способствующие достижению социальных результатов. Они предложили:
- Продумать отдельные «ветви» теории изменений для женщин, которые находятся в трудной жизненной ситуации по социально-экономическим причинам, и женщин, которые подверглись домашнему насилию.
- Уточнить формулировки социальных результатов: некоторые стоит сделать позитивными (Если результат «Снятие нестабильности…», то какое именно состояние надо достичь вместо нестабильности?), некоторые – более конкретными.
Дискуссию вызвал результат «Матери знают и применяют алгоритмы решения проблем». Должны ли они справляться с этой задачей при любых условиях или в сложных кейсах все равно должны участвовать специалисты? Идеи про мотивацию и самостоятельность благополучателей, которые влияют на работу с семьями в кризисной ситуации, тоже нужно фиксировать в теории изменений. Убеждения и ценности команды можно рассматривать в качестве допущений: ведь это те основания, которые специалисты выбрали для себя и не планируют менять.
Еще один многогранный результат — «Восстановлены отношения с близким окружением». Чтобы он способствовал удовлетворению потребностей ребенка, как это указано в теории изменений проекта, важно иметь в окружении людей, которые и готовы, и могут (умеют, имеют ресурсы) для «правильной» помощи. А если мы тщательно исследуем их ресурсы и пытаемся на них повлиять, не становится ли близкое окружение матери и ребенка еще одной целевой группой проекта?
Ольга Лим, руководитель Хабаровской краевой общественной организации «Чужих детей не бывает» коротко представила результаты того, как вся команда дорабатывала системы мониторинга Службы помощи женщинам с детьми в трудной жизненной ситуации “Мама рядом”. Коллеги систематизировали целевые группы программы; разделили всю деятельность по программе на разные проекты и подпрограммы; тщательнее проработали социальные результаты и показатели – показали это на примере результата «Повышение уровня удовлетворения базовых потребностей ребенка». Презентация доступна по ссылке.
Ольга Лим и ее коллеги поделились опытом знакомства новых сотрудников со сферой мониторинга и оценки. После этого участники встреча работали в 3 группах над созданием чек-листа с простыми шагами для включения новичков в эту тему. Вот некоторые идеи из дискуссии:
- Руководитель должен быть готов создать условия для обучения (выделить часть рабочего времени)
- Нужен наставник в тематике МиО (методический работник / руководитель / куратор проекта / человек, который пишет отчетность)
- Сначала достаточно познакомить нового сотрудника с его зоной ответственности по сбору данных
- Затем важно познакомить его со всеми программами и проектами организации, чтобы он понял свое место в общей системе – и только тогда добавлять новую информацию о МиО
- Теория изменений может служить наглядным материалом для нового сотрудника
- Когда новых сотрудников много, нужен вводный курс
- Обсуждение социального эффекта может работать как сонастройка ценностей с новым сотрудником (ради чего он пришел к нам работать)
Также участники выделили «болевые точки», с которыми руководители сталкиваются в процессе инструктирования новых сотрудников:
- В организации может существовать много наработок по мониторингу, но они не описаны или описаны непонятно для внешнего читателя, не систематизированы в базу знаний
- У сотрудников может возникать сопротивление обучению мониторингу, если мы предлагаем им повысить уровень компетенций «вообще». Решение этой проблемы – показывать связь МиО и пользы для практики: Какие выводы о причинах трудностей можно сделать из собранных данных? Какие «подсказки» по решению проблем в них можно найти?
Видео-запись встречи доступна по ссылке.
Мероприятие проводилась в рамках проекта «Оценка в сфере детства: развитие сообщества практиков», реализуемого АНО «Эволюция и Филантропия» при поддержке Фонда президентских грантов.