Итоги встречи «Универсальная логическая модель проекта для социальных приютов и кризисных центров для матерей с детьми»

27 июля состоялась онлайн встреча тематической группы «Социальные приюты и кризисные центры для матерей с детьми» — «Универсальная логическая модель проекта для социальных приютов и кризисных центров для матерей с детьми».

Участие в семинаре приняли руководители и специалисты НКО и государственных учреждений. Общее количество участников — 35 человек.

Задачи тематической группы:

  • Популяризация темы мониторинга и оценки социальных практик, использования доказательного подхода к оценке результативности.
  • Формирование базы знаний по мониторингу и оценке практик работы социальных приютов и кризисных центров для матерей с детьми – практические наработки, методические ресурсы и пр.
  • Организация площадки по обмену опытом и поиску решений в области мониторинга и оценки практик, программ, проектов, развитие компетенций.

Модератором встречи выступила Татьяна Арчакова, психолог-методист БДФ «Виктория».

Предварительное анкетирование участников встречи показало, что их ожидания были направлены на:

  • повышение компетенций в области мониторинга и оценки (32%) ;
  • на участие во встрече в целом, с одинаковой заинтересованностью во всех вопросах (33%);
  • знакомство с опытом коллег (16%);
  • обсуждение актуальных задач для развития системы МиО (11%) ;
  • нахождение конкретных решений для развития системы МиО в их организации (8%).

Большинство участников оценили уровень своих компетенций в сфере МиО как средний (57%) или низкий (40%).

80% зарегистрировавшихся на встречу ранее не принимали участия в работе тематической группы.

С учетом того, что на встречу пришло много начинающих с явным запросом на повышение компетенций, в первой части семинара Татьяна Арчакова кратко напомнила о структуре логических моделей: деятельности – ресурсов – непосредственных и социальных результатов – показателей. Презентация доступна по ссылке.

Участники встречи, у которых уже есть опыт работы по разработке логических моделей проектов (ЛМП) отметили пользу от их разработки:

  • Использование ЛМП для прикладных исследований (например, для разработки интервью с выпускницами)
  • возможность не просто структурировать свою деятельность, но и лучше понять ее границы – начать разработку дополнительных проектов (например, сопровождение выпускниц с ментальными нарушениями)
  • возможность сделать формулировки социальных результатов и подходы к их измерения более сфокусированными (например, переопределить все позитивные изменения у детей, женщин и семей в целом через призму именно благополучия ребенка)

Далее участники обсудили, в чем может быть ценность универсальной ЛМП (набора результатов и показателей) для социальных приютов и кризисных центров для матерей с детьми.

  • Организации, которые впервые вводят мониторинг, могут заимствовать и адаптировать для себя
  • Организации, имеющие систему мониторинга, могут дополнять ее, когда видят:
    • Свою «зону ближайшего развития»
    • Необходимость ввести новые / скорректировать имеющиеся социальные результаты и показатели, потому что изменились потребности целевой группы и специфика работы с ними
  • Возможность не «изобретать велосипед» с показателями для узких целевых подгрупп
  • Помогает выделять изменения, которые выходят за рамки запланированных
  • Помогает понять запрос на новые инструменты измерения
  • Возможность агрегировать данные о результатах работы многих организаций

Участники семинара отметили, что самостоятельная разработка ЛМП «с нуля» приносит много пользы команде, не всегда ее стоит заменять трансляцией опыта и готовыми «конструкторами». Также есть позитивный опыт заимствования некоторых элементов системы мониторинга (с последующей их адаптацией) одним кризисным центром у другого в ходе стажировок и дальнейшего регулярного сотрудничества (близкий по формату к индивидуальному коучингу).

Во второй части семинара при помощи интерактивной доски Jamboard обсуждались социальные результаты на выходе из социального приюта / кризисного центра и показатели к ним, взятые из описания практик:

Дискуссия строилась вокруг следующих вопросов:

  • Какие варианты социальных результатов и показателей кажутся вам полезными? (Какие вы хотели бы измерять у себя?) Почему?
  • Какие формулировки вызывают у вас вопросы или кажутся неточными? Почему?
  • Какие социальные результаты измеряете вы? Какими показателями при этом пользуетесь? Какие вы можете добавить из вашей практики?

Для обсуждения участники поделились на 2 группы, обсуждавшие социальные результаты и показатели, описывающие:

  1. Самостоятельное проживание матери с ребенком
  2. Безопасность ребенка и удовлетворение его потребностей
  3. Усилением поддержки от социального окружения матерей (не обсуждались)

Ключевые выводы:

  • Полезно сформулировать социальные результаты и показатели для тех женщин, которые по объективным причинам не могут жить с ребенком самостоятельно после выхода из социального приюта или кризисного центра
  • Важно проанализировать деятельность по сопровождению матерей с детьми после выхода (передачу в другие проекты внутри организации или межведомственным партнерам) – отделить непосредственные результаты (например, рост информированности о доступных услугах) от социальных (например, мотивацию к развитию родительских навыков и приверженность занятиям в Клубе для мам)
  • Во многих существующих формулировках социальных результатов и показателей есть конструкты («имеющих место постоянного проживания», «улучшивших материальное положение», «регулярно удовлетворяющих потребности ребенка»…), которые можно конкретизировать, чтобы получить более точное представление о достижении результатов и их устойчивости.
  • Еще одна важная группа социальных результатов на выходе из социального приюта или кризисного центра – результаты, связанные с усилением поддержки от социального окружения женщин. Участники не успели обсудить их в ходе дискуссии, но эта тема возникала в связи и с самостоятельным проживанием семьи, и с безопасностью ребенка.

Потенциальные зоны развития, выделенные по итогам семинара:

Есть интерес к инструментам измерения, особенно для оценки благополучия ребенка и качества детско-родительских отношений. Таких инструментов довольно много в сфере профилактики сиротства, но важно учесть специфические возможности и вызовы, которые есть только в стационарной форме проживания (например, возможность длительного наблюдения за детско-родительским взаимодействием в разных контекстах разными сотрудниками и необходимость сделать обобщенные выводы из этих наблюдений, приведя ситуацию «к общему знаменателю»).

Отдельную сложность вызывает согласование измерений на уровне отдельного случая и на уровне практики в целом.

Наиболее опытных участников группы интересуют возможности для анализа и обобщения больших массивов данных, в том числе, цифровые.

Видео-запись встречи доступна по ссылке.

Мероприятие проводилась в рамках проекта «Оценка в сфере детства: развитие сообщества практиков», реализуемого АНО «Эволюция и Филантропия» при поддержке Фонда президентских грантов.

Собранная по итогам предыдущих встреч база знаний представлена в презентации О.Евдокимовой.