Учредитель исследовательской организации Mission Measurement (США) Джейсон Сол (Jason Saul) считает, что стандартизация результатов является ключом к измерению эффективности социальных программ, и приводит в пользу данного подхода ряд убедительных аргументов.
- Стандартизация результатов позволяет отказаться от распределения программ по сферам деятельности (образование, здравоохранение, искусство) и перейти к изучению общественных благ, которые создаются в процессе социальных преобразований (повышение готовности выпускников школ к поступлению в колледжи; расширение доступа к базовым услугам и т.п.).
- Выявление общих результатов создаёт условия для сравнительного анализа и открывает возможности для использования таких показателей эффективности, как «размер затрат на создание конкретного общественного блага» (cost per outcome) или «социальная отдача от инвестиций» (social return on investment).
- Дизайн программ становится более совершенным, а обучение более эффективным.
Описание данного подхода Джейсон Сол впервые озвучил в 2004 году в своей книге Benchmarking for Nonprofits («Сравнительный анализ для НКО»), а специалисты Института экономики города (The Urban Institute) и Центра эффективной практики (The Center for What Works) создали первый прототип классификации социальных изменений.
В последующие годы команда Mission Measurement зафиксировала более 78 000 изменений / устойчивых результатов 5 800 программ, устранила дублирующие варианты, стандартизировала формулировки, и разработала таксономию, в которую вошли 132 результата, подходящие для всего социального сектора.
Затем исследователи провели индексацию результатов с учётом вида (подвида) программ и добавили коды географических регионов и благополучателей.
Численность финансирующих организаций, использующих данную концепцию для определения эффективности программ и портфелей, увеличивается с каждым годом, однако коллективу экспертов ещё предстоит большая работа. В частности, они планируют (а) усилить пропаганду таксономии среди доноров и провайдеров социальных услуг; (b) внести вклад в развитие компетенций, необходимых для применения данного инструмента; и (с) постоянно совершенствовать классификацию результатов с учётом рекомендаций теоретиков и практиков.
Источник: Stanford Social Innovation Review
Источник: Дайджест E&P №47, 2014