Показатели социальных программ в сфере социального сиротства, используемые российскими СО НКО

Представленный ниже перечень показателей собран на основе данных, предоставленных крупными российскими СО НКО, которые реализуют социальные программы в сфере защиты детства (преимущественно, социального сиротства). Характер показателей в значительной степени отражает содержание деятельности СО НКО, принявших участие в исследовании.

Показатели, отмеченные знаком (*) снабжены комментариями и пояснениями – что означает тот или иной показатель; какие могут быть инструменты измерения; мнение представителей организаций, использующих данный показатель в своей практике; частные случаи и аналогичные формулировки и иные уточнения.

№ п/п Показатель / Комментарий
1. Благополучатели, участники программы (проекта)
1. *Число представителей целевых групп (благополучателей), принявших участие в программе / проекте

Частные случаи:

·         Количество семей, принявших участие в семейных мероприятиях по программе

·         Число специалистов, принявших участие в мероприятиях программы (информационных, просветительских, обучающих и пр.)

·         Число замещающих семей, принятых на сопровождение

·         Число кандидатов в замещающие родители, подготовленных в рамках программы (проекта)

·         Число детей, устроенных в приемную семью за время существования Школы приемных родителей (нарастающим итогом)

·         Число семей, получивших материальную поддержку

·         Число семей (детей), получивших услугу по организации отдыха

·         Число семей, прошедших диагностику, направленную на выявление социальных проблем

·         Число семей — участников программы, получивших услуги по социальному содействию и медиации в рамках программы

2. Мероприятия, услуги и пр. для благополучателей, целевых групп
2. Количество организованных мероприятий для целевых групп

Частные случаи:

·         Количество просветительских (обучающих) мероприятий

·         Количество организованных семейных мероприятий

3. Количество / доля обращений за помощью, услугами по Программе
4. Количество диагностик, направленных на выявление психологических проблем семьи
5. Количество занятий с детьми, направленных на развитие определенных знаний и навыков (например, речи; привитие санитарно-гигиенических навыков; когнитивных умений; помощь в освоении образовательных программ и пр.)
6. Количество занятий с родителями, направленных на повышение педагогических (родительских) компетенций
7. *Количество занятий, направленных на активизацию социального окружения
8. Количество занятий, направленных на коррекцию детско-родительских отношений
9. Количество занятий, направленных на повышение психологического уровня развития ребенка
10. Количество занятий, направленных на развитие социальных компетенций ребенка
11. Количество занятий, направленных на стабилизацию эмоционального состояния ребенка (родителя)
12. Количество занятий, направленных на формирование коммуникативных навыков
13. Количество юридических консультаций, проведенных для семей – участников программы
14. Количество супервизий для специалистов программы (сотрудников)
3. Распространение информации о программе, проблеме
15. *Число сообщений в СМИ, инициированных в рамках программы / проекта (публикации, выпуски газеты, телепередачи, видео (радио) сюжеты)
16. Число публичных мероприятий, организованных или поддержанных в рамках Программы / проекта, на которых представлен и распространен опыт организации / Программы
17. Число информационных кампаний, реализованных в рамках программы / проекта
18. Число изданных информационных (методических) материалов
19. Тираж печатных информационных (методических) материалов
20. Число разработанных информационных материалов, ориентированных на совершенствование законодательства
21. *Количество распространенных экземпляров информационных материалов по программе
22. Количество распространенных экземпляров методической литературы, изданных НКО по программе / проекту
23. Количество зарегистрированных участников профессиональных сообществ в социальных сетях
4. Осведомленность, вовлеченность, удовлетворенность стейкхолдеров (включая благополучателей)
24. *Уровень информированности, осведомленности стейкхолдеров о программе и ее целях (данные опросов, анкетирования благополучателей)
25. *Уровень удовлетворенности стейкхолдеров
26. *Уровень удовлетворенности благополучателей
27. *Количество благополучателей, включенных в оценку потребностей
28. *Динамика сложившихся за год новых партнерств
29. Количество профильных комиссий/ советов, в которых участвуют сотрудники НКО

(учет по факту)

5. Изменения у благополучателей (показатели социального результата)
5.1. Дети
30. **Количество детей, у которых повысился уровень удовлетворения базовых потребностей
31. **Доля детей – участников занятий, повысивших социальные компетенции, %
32. *Доля детей, у которых наблюдается развитие знаний в рамках образовательных программ, %
33. *Доля детей, у которых наблюдается развитие когнитивных умений, %
34. *Доля детей, у которых наблюдается развитие речи, %
35. *Доля детей, у которых наблюдается развитие санитарно-гигиенических навыков, %
36. *Доля детей — участников занятий, повысивших психологический уровень своего развития, %
37. *Динамика снижения риска, %
38. *Доля детей с ОВЗ, адаптировавшихся к обучению в школе, %
39. Число детей, принятых на воспитание в сопровождаемые семьи (обученными в рамках проекта кандидатами в замещающие родители)
40. *Число (доля) детей, сохраненных в кровных семьях

Частные случаи (по различным целевым группам):

  • Количество новорожденных, в отношении которых предотвращен отказ (заявлено отказов от новорожденных)
41. Количество новорожденных, в отношении которых снижен риск отказа (раннее выявление риска, включая беременных)
42. Количество (доля) возврата детей из сопровождаемых замещающих семей (по итогам года)

Близкие показатели:

Уровень сохранения детей в приемных семьях, находящихся на сопровождении в программе, %

Количество несовершеннолетних, в отношении которых предотвращен вторичный отказ /Заявлено отказов от приемных детей (вторичный отказ)

43. Количество несовершеннолетних, в отношении которых снижен риск утраты родительского попечения   (раннее выявление)
44. Количество несовершеннолетних в возрасте от 0 до 5 лет, временно размещенных в доме ребенка, возвращенных в кровную семью
45. Количество несовершеннолетних, в отношении которых оперативно предотвращена угроза жизни и здоровью в ситуациях жестокого обращения в семье
46. Количество несовершеннолетних, в отношении которых предотвращено нарушение прав
5.2.        Семьи, родители
47. *Количество семей, у которых улучшилось материально-экономическое положение
48. *Количество семей, у которых произошли социально значимые изменения
49. Доля семей, в которых не изъяли детей, %
50. Доля родителей, у которых наблюдается развитие педагогических (родительских) компетенций, %
51. *Количество (доля) семей – участников занятий, отметивших улучшение в детско-родительских отношениях
52. Доля семей – участников занятий, отметивших улучшение коммуникативных навыков внутри семьи, %
53. Доля семей – участников занятий, отметивших улучшение коммуникативных навыков с ребенком, %
54. Доля семей – участников занятий, отметивших улучшение эмоционального состояния внутри семьи, %
55. Доля семей – участников занятий, отметивших улучшение эмоционального состояния ребенка, %
56. *Доля семей, отмечающих улучшение в отношениях со своим социальным окружением, %
5.3.        Специалисты (если предусмотрено программой / проектом)
57. *Число подготовленных специалистов, применяющих полученные методики
58. *Изменение установок специалистов сферы детства
6.     Измерение долгосрочного социального эффекта программы
59. *Доля опрошенных экспертов в сфере защиты детства / благотворительности, признающих социальный эффект от деятельности НКО
60. *Доля опрошенных экспертов, признающих вклад технологий НКО в решение проблемы Х

 КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

Общий комментарий:

«Основными достоинствами данных списков являются следующие:

  • возможность выбрать показатели, которые можно использовать для разработки и реализации своих проектов;
  • собственно сами примеры, помогающие по крайней мере по аналогии разрабатывать или искать показатели, адекватные для своих проектов;
  • классификация показателей, помогающая пользователю найти тематически значимые показатели и сделать собственный выбор;
  • примеры и комментарии реальных разработчиков и исполнителей проектов, уже применивших и применяющих на практике некоторые из этих показателей.

Основными ограничениями к применению, а точнее теми особенностями представления списков показателей, которые присущи всем подобным спискам, являются следующие:

  1. Необходимость уточнения определения показателя, представленного в списке, при использовании его в проекте. Например, «Количество обращений / доля обращений за помощью, услугами в организацию». Вопрос: что имеется ввиду при использовании в конкретном проекте, что считать собственно обращением? Простой телефонный звонок с вопросом: «Чем вы можете мне помочь»? Приход на первичный прием, где будет определено, является ли обратившийся клиентом организации? Само посещение, в ходе которого оказывается услуга? Любой контакт обратившегося с любым сотрудником организации? Это будет касаться собственно оказания услуг? Или это показатель первичных обращений, часть из которых не перейдет в оказание услуг?
  2. Необходимость преобразования качественных индикаторов в содержательно соответствующие количественные показатели, т.е. найти соответствующее адекватное число. По сути, эта операция тоже требует переопределения индикатора применительно к конкретному проекту. Пример – «динамика сложившихся за год новых партнерств». Это качественный показатель, в данном определении неясно, какое число может отражать изменение. И более того, непонятно, что лучше – увеличение какого-то числа или его уменьшение, или даже изменение каких-то определенных характеристик партнерств? Если задача требует увеличения партнерств, то об этом может свидетельствовать количество соглашений о сотрудничестве, заключенных с новыми партнерами. Возможно, что в проекте нужно сохранить только реально действующие партнерские отношения, тогда показатель может выглядеть так: «доля официально завершенных партнерств от общего числа неработающих или неиспользуемых отношений». Имеется в виду, что нужно официально завершить «спящие» отношения? В этом случае целевой показатель может быть 100%. И наконец, возможно, что надо улучшить качество существующих отношений. Тогда возможен показатель «количество новых соглашений о сотрудничестве с организациями, уже являющимися действующими партнерами». Еще один пример – «уровень информированности, осведомленности стейкхолдеров о программе и ее целях» – можно преобразовать в «доля стейкхолдеров, знающих точное определение цели и задач программы, от общего числа стейкхолдеров».
  3. Для работы с любым показателем нужно создавать систему сбора информации о его значениях. Если мы хотим знать, сколько занятий определенной направленности было проведено с детьми-участниками проекта, то необходимо не только дать развернутое определение данного индикатора, но и разработать систему сбора информации о его значении. Проведение каких именно занятий будет отслеживаться? Индивидуальных или групповых? Если групповые, то какое минимальное количество детей может на них присутствовать, чтобы занятие было признано состоявшимся? Кто и как будет фиксировать факт проведения занятия? В какой форме? Как будет собираться информация о проведении всех занятий, как она будет фиксироваться, где и как храниться? Кто будет этим заниматься? Кто и как будет формировать отчеты о текущих значениях этих индикаторов, с какой периодичностью? Кому будут передаваться отчеты? Кто и как будет их использовать? Все это надо продумать, описать, передать исполнителям и апробировать на практике.
  4. И еще одно ограничение, которое представляется наиболее важным, с него, по сути, надо начинать выбор индикаторов или их конструирование. Выбранные индикаторы обязательно должны быть привязаны, соответствовать определенным компонентам проекта. Это могут быть индикаторы цели проекта и/или решения задач проекта, это могут быть технические индикаторы, отражающие выполнение планов действий или использование проектных ресурсов.
  5. Таким же важным ограничением, которое нужно учитывать еще до реализации проекта, является своевременность разработки индикаторов. Если проект уже реализуется, а тем более уже заканчивается, разрабатывать и использовать индикаторы поздно».

(В. Балакирев)


Комментарии экспертов к отдельным показателям

К показателю 1. Число представителей целевых групп (благополучателей), принявших участие в программе / проекте: «Основная проблема с этим показателем – в определении целевых групп, в глоссарии (что такое целевая группа, благополучатель, ключевой стейкхолдер). Этот показатель важнее не агрегировать, а наоборот, сегментировать по видам услуг или степени участия в программе. Не всегда до конца понятно и определено, что такое «принять участие в программе». Так как программа может состоять из самых разных мероприятий. Если программа связана не с предоставлением конкретных социальных услуг, а, например, с массовым информированием или с адвокацией, число благополучателей вообще трудно идентифицировать точно» (О. Евдокимова).

К показателю 7. Количество занятий, направленных на активизацию социального окружения: «Количество встреч и/или домашних визитов социальных специалистов детских программ, которые нужно было проделать для достижения качественного изменения ситуации в социальном окружении клиента. Это могут быть как ситуация в кровной семье и изменение отношения членов домохозяйства, так и серия встреч с одноклассниками, направленная на изменение отношения к особому ребенку» (С. Будницкая).

К показателю 15. Число сообщений в СМИ, инициированных в рамках программы: «Здесь хорошо бы учитывать также число подписчиков каждого СМИ» (О. Евдокимова).

К показателю 21. Количество распространенных экземпляров информационных материалов по программе: «Этот показатель далеко не всегда используется исполнителями программы, которые ограничиваются лишь отчетом о числе изданных материалов. И непонятно, сколько из опубликованного реально прочитано и используется» (О. Евдокимова).

К показателю 24. Уровень информированности, осведомленности стейкхолдеров о программе и ее целях: «Очень важный показатель, хоть и редко кем применяемый» (О. Евдокимова).

К показателю 25. Уровень удовлетворенности стейкхолдеров: См. также показатели №№ 26-27 (благополучатели – один из ключевых стейкхолдеров).

Инструменты измерения:

1) Регулярное анкетирование / интервью с ключевыми группами стейкхолдеров (благополучатели, исполнители проектов, партнеры и др.).

2) Использование опосредованных показателей (как правило, в отношении доноров):

  • динамика объема финансирования каждым донором;
  • количество лет поддержки каждым донором;
  • количество и содержание профессиональных визитов с целью личного мониторинга реализации проектов и программ;
  • лоббирование интересов НКО и/или клиентских групп;
  • рекомендация НКО партнерам.

К показателю 26. Уровень удовлетворенности благополучателей:

Частный случай показателя 27 (уровень удовлетворенности стейкхолдеров).

Инструменты – анкетирование / интервью с благополучателями, либо проведение опосредованных замеров.

«Наши благополучатели – это дети и волонтеры-наставники. Мы измеряем через увеличение количества пар (наставник-ребенок), устойчивость пары – у нас есть пары, которые вместе 8 лет» (А. Телицына).

К показателю 27. Количество благополучателей, включенных в оценку потребностей: «Здесь важно не только абсолютное количество, а еще и доля от совокупного объема потенциальных благополучателей» (О. Евдокимова). 

К показателю 28. Динамика сложившихся за год новых партнерств: Для ряда экспертов, принявших участие в опросе, партнеры – это юридические лица, присоединившиеся к реализации проекта / программы (как в рамках отдельной акции, так и на постоянной основе).

Для других – все стейкхолдеры. Показатели, соответственно, различны. Например:

  • государство – количество выступлений сотрудников в официальных мероприятиях, участие в рабочих группах, экспертных советах и пр.;
  • детские учреждения – количество присоединившихся (новых) и прекративших сотрудничество;
  • доноры – объем пожертвований;

и т.д.

К показателю 30. Количество детей, у которых повысился уровень удовлетворения базовых потребностей: Например, созданы безопасные бытовые условия для жизни ребенка, удовлетворены первичные потребности ребенка в еде, сне, игре, родители заботятся о здоровье ребенке и др.

К показателю 31. Доля детей – участников занятий, повысивших социальные компетенции: Например, входные / выходные измерения с использованием Шкалы социальной компетентности подростков (11-16 лет) А.М. Прихожан (субшкалы – самостоятельность; уверенность в себе; отношение к своим обязанностям; развитие общения; организованность, развитие произвольности; интерес к социальной жизни, наличие увлечений, владение современными технологиями).

К показателям 30-36. Изменения у благополучателей. Дети:  «В проектах, где благополучателями являются дети с ОВЗ (и семьи, в которых они воспитываются) есть аналогичные показатели – и не только про развитие речи, но и про развитие слуха, внимания, координации движений, навыков самообслуживания (в зависимости от ОВЗ). Мы проводим диагностику клиента (на момент прихода клиента в проект) и сравниваем с показателем на момент его выхода – завершения работы в проекте» (А. Богомолова).

«У нас зашито несколько контрольных замеров в оценку эффективности нашей программы. На этапе планирования введены обязательные опросники. В начале общения с волонтером-наставником и в конце каждого года общения – опросники заполняют и волонтеры, и дети, и воспитатели (родители), и куратор-психолог, который сопровождает пары (А. Телицына).

К показателю 37. Динамика снижения риска: «Мы оказываем социальную поддержку семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Социальные работники могут отмечать «рискованные» семьи – на базе разработанных фондом индикаторов оценки риска в сферах здоровья, образования, психолого-социального климата в семье. Риски могут быть разные. Например, важно, чтобы ребенок школьного возраста был прикреплён и посещал образовательное учреждение. Если он никуда не прикреплён, то это риск 2, а если прикреплён, но посещает нерегулярно – 1. В работе мы стремимся к снижению или снятию рисков. Например, устройство ребенка в образовательное учреждение и посещение занятий в течение учебного года дает нам возможность пересмотреть уровень риска или совсем его снять с семьи» (С. Будницкая).

К показателю 38. Доля детей с ОВЗ, адаптировавшихся к обучению в школе: «Мы используем этот показатель применительно к детям с ОВЗ, принятых в первые классы школ проекта (общее количество детей в проекте в начале года). Получаем заключения от ПМПК школ – как будет построена траектория обучения и индивидуального сопровождения ребенка; смотрим изменения в динамике, а также показатели адаптивности ребенка к обучению в школе. Важно учитывать, нужна ли ребенку индивидуальная дальнейшая поддержка сопровождающих специалистов. В качестве показателя – доля детей, кому на входе поддержка требовалась, а по результатам первого учебного года ребенок адаптирован и дальше может самостоятельно учиться в массовой школе» (С. Будницкая).

К показателю 40. Число (доля) детей, сохраненных в кровных семьях:  «Количество детей, сохраненных в кровной семье от числа заявленных отказов в родильных домах и от числа намерений отказаться от ребенка в период беременности. Через специалистов проекта проходят все беременные и роженицы, поэтому данные получаем от специалистов проекта, из документации, которую они ведут в процессе работы» (А. Богомолова).

К показателю 47. Количество семей, у которых улучшилось материально-экономическое положение: Например, трудоустройство родителей, решение жилищных проблем, оформление гражданства на ребенка, регистрации, инвалидности, субсидий, пособий, алиментов и др.

К показателю 48. Количество семей, у которых произошли социально значимые изменения: Например, восстановились / улучшились отношения с социальным окружением, родители не употребляют / реже употребляют  алкоголь,  самостоятельно могут решать важные для семьи вопросы, устроили ребенка в  детский сад и др.

См. также показатели №№ 51-57.

К показателю 51. Количество (доля) семей – участников занятий, отметивших улучшение в детско-родительских отношениях: Родители «принимают» и понимают ребенка, повысили компетентность в вопросах воспитания, последовательны в своих требованиях, дети и родители научились договариваться, конструктивно решают конфликты, совместно проводят досуг, появились семейные традиции и др.

К показателю 56. Доля семей, отмечающих улучшение в отношениях со своим социальным окружением: «Данные показатели мы измеряем в разных проектах
по-разному, так как тема / проблема / вопрос, в которой необходимо развить компетентность – разная. Например, в одном проекте – это компетентность замещающего родителя, в другом – родителя, воспитывающего ребенка-аутиста, в третьем – родителя-беженца, в четвертом – родителя, имеющего условный срок, в пятом – родителям несовершеннолетнего правонарушителя, в шестом – родителя первенца и т.д. В одних проектах используем модель родительских компетенций, которые кластеризованы на измеряемые индикаторы (специалисты измеряют по ходу проекта или по итогам работы с родителями). В других проектах компетенцию родителей, ее развитие отмечают специалисты, кураторы, работающие с семьей в ходе наблюдения. В третьих – через анкетирование благополучателей, то есть просим родителей дать самооценку их компетенций после сотрудничества со специалистами проекта»
(А. Богомолова).

«У нас зашито несколько контрольных замеров  в оценку эффективности программы. На этапе планирования введены обязательные опросники. В начале общения с волонтером-наставником и в конце каждого года общения. Опросники заполняют и волонтеры, и дети, и воспитатели (родители), и куратор-психолог, который сопровождает пары» (А. Телицына).

К показателю 57. Число подготовленных специалистов, применяющих полученные методики: «Довольно важный показатель, хотя и трудно собираемый» (О. Евдокимова).

К показателю 58. Изменение установок специалистов сферы детства: «Путем наблюдения мы оцениваем, как меняются специалисты детских домов, с которыми были проведены семинары, как меняются их установки в отношении детей и работы с ними. Мы учитываем субъективные оценки специалистов об участии в проекте, о полученных ими знаниях, собираем отзывы после каждого мероприятия, где просим указать небольшие изменения, новые мысли и идеи, которые возникли у специалистов в результате семинара или встречи. Кроме того, мы просим специалистов детских домов субъективно оценить, как изменились их отношения с детьми за период проекта, улучшились или ухудшились, благодаря чему это произошло» (Л. Бучельникова).

К показателям 59-60. Доля опрошенных экспертов в сфере защиты детства / благотворительности, признающих социальный эффект от деятельности НКО; *Доля опрошенных экспертов, признающих вклад технологий НКО в решение проблемы Х:

«Ежегодно мы проводим анкетирование или интервью с партнерами Фонда. Изначально список участников интервью состоял из экспертов, для проведения экспертных оценок деятельности фонда. В процессе работы наши эксперты стали нашими партнерами.

Среди наших экспертов-партнеров – представители смежных сфер деятельности (образования, здравоохранения, культуры, социальной сферы, УВД, социальной защиты), а также признанные на городском и областном уровнях эксперты в области связей с общественностью, журналистики, социальной рекламы, исследований, представители местной власти (все работают в Череповце).

Бланк анкеты или гайд интервью ежегодно адаптируется под цели замера, но большая часть вопросов из года в год остается неизменной.

Мы считаем именно количество, а не долю. «В идеале» должно быть столько экспертов, чтобы, во-первых, достичь цели исследования, во-вторых, выявить наиболее широкий спектр ответов. Идеального числа нет. Негласно мы принимаем по 1-4 партнера от каждого проекта (в зависимости от кол-ва партнеров у проекта. В среднем у проекта от 2 до 5 партнеров).

Среди критериев отбора экспертов: опыт работы в требуемой сфере, сотрудничество с Фондом, его проектами, готовность принять участие в исследовании.

В исследовании есть вопросы об одобрении деятельности НКО в городе, оценки ее вклада в решение проблемы X в городе, сильных и слабых сторонах взаимодействия и т.д.» (А. Богомолова).

«Мы входим в составы разных экспертных советов, наше присутствие там – подтверждение признания нашей профессиональности. Логично, что если эксперты не признают социальный эффект от нашей деятельности, то они не будут нас звать в советы, комиссии и пр. Если посчитать количество выступлений на профильных конференциях, то получится цифра опосредовано опрошенных экспертов.

А доля будет от чего? Если знать количество экспертов вообще, то мы можем посчитать примерное количество экспертов, признающих наш вклад и тогда посчитать долю. Однако мы занимаемся очень узкой проблемой – наставничеством» (А. Телицына).

Источник: Показатели для измерения социальных результатов в сфере детства: российский и международный опыт. М., 2015