20 мая в Москве прошла рабочая встреча руководителей и юристов организаций, имеющих в своем составе кризисные центры временного проживания для женщин с детьми, на которой Ольга Евдокимова рассказала о развитии общей базы знаний в области МиО для Кризисных центров. В частности, Ольга рассказала о наработках сообщества практиков в сфере оценки , которое развивалось в рамках проекта, реализованного АНО «Эволюция и Филантропия» в 2021- 2022 годах, представила онлайн-сервис «ПИОН» и продемонстрировала собранные там инструменты для кризисных центров. Также были представлены возможности обучения на онлайн-курсе «Оценка проектов и программ в сфере детства», очередной старт которого запланирован на лето 2024 года и сервисы проекта «Больше историй«, направленном на расширение применения практик вовлечения благополучателей в деятельность НКО сферы детства через использование сторителлинга для оценки программ (презентация).
Во время мероприятия участники встречи обсуждали вопросы оценки эффективности работы Кризисных центров. Был согласованы следующие ключевой показатель социальной эффективности: Количество решенных случаев (ребенок/cемья в безопасности, ребенок сохранен в семье и пр.) за определенный срок и за определенную сумму. При формулировании такого ключевого показателя сохраняется вариативность решаемой проблематики и учет сложности кейсов. При этом учитываются доступные для организации ресурсы. Что такое решенный случай организация может решить самостоятельно, определив необходимый минимум решенных задач с заданным качеством. Отдельно обсуждался вопрос — как оценить эффективность, если ребенок не смог остаться в семье. Было предложено оценивать качество работы и меру снижаемого вреда.
Критерием устойчивости может служить — количество семей, в которых результат сохраняется, например, в течение года или другого срока, определенным Кризисным центром. При этом важно обращать внимание и на устойчивость самой организации , на ее возможность быть эффективной в течение продолжительного времени. Для этого нужны показатели организационной и финансовой устойчивости. В разрезе этого обсуждался вопрос о роли информационной открытости в работе КЦ и об управлении «потоком клиентов». Было также отмечено, что для разных стейкхолдеров на разных этапах будут полезны разные наборы индикаторов
Какими инструментами можно пользоваться, чтобы измерять эти показатели?
- Административная отчетность (планы развития, например)
- Интервью на входе и выходе, сторителлинг через какое-то время, наблюдения администраторов и специалистов.
- Самооценка Кризисного центра, экспертные оценки и бенчмаркинг.
Какие сложные вопросы озвучивали участники?
- Границы подотчетности КЦ
- Решенный кейс или субъективное благополучие женщины
- Отсутствие бенчмарков, позволяющих сохранять ценность многообразия
- Вклад женщины и вклад КЦ в решение проблемы
- Как работать с негативной обратной связью
- Влияние показателей эффективности на гос. задание
На встрече был также проведен опрос участников о состоянии МиО в кризисных центрах, в котором приняли участие 15 специалистов.
33% ответили, что у них в организации был значительный прогресс в области МиО за последний год, 47% — что прогресс был незначительным, 13% сообщили, что прогресса скорее не было.
53% респондентов сообщили, что им скорее актуальная задача по развитию МиО в организации, 40% — что очень актуальна.