Мировой опыт управления музеями на примере Англии

Подготовлено Юлией Дмитриевой по заказу «Эволюция и Филантропия»
на основе TBR, The Economic Impact of Museums in England, March 2015  

Расширенный подход к экономическому вкладу музеев

Вклад музеев в экономику общества разнообразен и зачастую не очевиден. К прямому вкладу относится непосредственно музейная и все сопутствующие ей виды деятельности. Самые распространенные виды косвенного  вклада музеев в экономику – туризм, образование, развитие сообществ, здоровье и качество жизни, изменение окружающей среды, создание уникальных общественных пространств, развитие местной экономики, культурная политика. Однако в последнем случае не всегда просто доказать воздействие музеев на экономику. Общепризнанной является только связь музейной деятельности и туризма.

Фото: http://morguefile.com/
Фото: http://morguefile.com/

Британская Ассоциация музеев (Museum Association) перечисляет много видов влияния музейной деятельности на общество, придавая особое значение  социальному вкладу: «Музеи меняют жизни людей. Они обогащают личность человека, делают вклад в сильное и устойчивое сообщество, помогают создавать честное и справедливое общество».

Проект «Счастливый музей» (Happy Museum Project) существующий в рамках Музея жизни Восточной Англии (the Museum of East Anglian Life), призывает музеи больше заботиться об их вкладе в качество жизни по мере того, как они участвуют в местной экономике. Ассоциация местного правительства (The Local Government Association) рассматривает культурное наследие в более широком смысле: оно имеет возможность помочь местным органам власти достичь приоритетной цели – экономического роста через туризм, создание рабочих мест и привлечение бизнеса, улучшение привлекательности места и создание сообществ.

Туризм

Туризм является важной частью экономики Великобритании, это ее пятый по величине сектор. Музеи – основа этого сектора, что подтверждается рекордным количеством посетителей, сопутствующими расходами туристов, прямым и косвенным созданием рабочих мест, улучшением инвестиционного климата в городах и деревнях. Все это – благоприятная среда для экономического роста и локальных инвестиций, а также помогает выстраивать бренд Великобритании как страны за рубежом.

Официальный туристический портал Англии VisitEngland называет культурное наследие главной причиной посещения Великобритании туристами. Музеи играют важную роль, особенно в Лондоне, где они являются сердцем культурной жизни. Кроме иностранных гостей, музеи популярны и среди жителей Великобритании. Так, вследствие экономической рецессии наблюдается рост местного туризма, особенно в период коротких каникул и праздников.

Партнерство местных предприятий (The Local Enterprise Partnerships) считает туризм областью экономического развития, где действуют, в том числе, музеи. Для музеев из Ассоциации независимых музеев (Association of Independent Museums) была создана методология AIM Economic Impact Toolkit, позволяющая оценить совокупный вклад музея в экономику через туризм, создание рабочих мест и расходы на товары и услуги[2]. Исследование Фонда культурного наследия (The Heritage Lottery Fund) показало, что сфера туризма, связанная с культурным наследием, выросла на £5.8 млрд с 2007 года и составила £26.4 млрд в 2011 году.

Британский совет (The British Council) подчеркивает взаимосвязь туризма и образования. Привлекательность культуры и образования дает возможность в Великобритании, в том числе музеям, более глубоко и широко вовлекать гостей из всех стран, особенно молодых людей.

 

Создание уникальных общественных пространств (placemaking)

Для многих людей музеи формируют чувство принадлежности к месту, в котором они проживают, его идентичность.

Это также оказывает влияние на местную экономику, особенно в свете масштабных культурных программ, таких как Ливерпуль 2008 Европейская культурная столица (Liverpool 2008 European City of Culture). Проводя общую оценку вклада культурного наследия  в экономику,  Агентство по охране культурного наследия (English Heritage) отметил влияние Фонда культурного наследия и Национального фонда (the National Trust), их инвестиций в историческую среду и привлекательность культурного наследия, на локальные расходы, рабочие места, навыки, привлекающие туристов и бизнес.

С точки зрения музеев, аутентичность – это ключ к успеху для независимых музеев в рамках их проектов по развитию общественных пространств. Аутентичный музей, фонд культурного наследия, четко ощущает свою роль и видит цели в региональной экономике, привержен исторической точности, помогает местным жителям восстановить свою идентичность и гордость за родной город или деревню.

Сейчас наблюдается большой интерес к экономическим подходам, в центре которых находятся «места», общественные пространства. Однако эти подходы еще недостаточно разработаны в культурном секторе.

Ассоциация местного правительства ожидает, что организации в области искусства, в том числе музеи, получающие местное финансирование, в свою очередь, будут вкладываться в экономический рост данного региона. Для местных властей экономическое развитие является главной причиной финансирования культуры.

Культурная политика

Британский совет использует мягкую силу (soft power) культуры в международных отношениях, чтобы, с одной стороны, усиливать влияние Великобритании и ее престиж за рубежом, с другой – распространять идеалы мира и взаимопонимания в международных отношениях. Однако экспертам трудно найти примеры, подтверждающие эффективность этой политики, нужны новые методы по измерению ее вклада в экономику.

Британский совет все же предпринимал попытки экономической оценки своей работы. В 2012 был представлен отчет о роли международных культурных отношений в построении положительного имиджа Великобритании и в успехе экономики страны. В 2014 году было исследовано влияние международного образования на страны, которые предоставляют доступ к нему. Однако ни в одном из докладов не выделялся отдельно вклад музеев.

Тем не менее, музеи преуспевают в использовании своей мягкой силы. Несомненно, музеи исторически являются представит елями культурных ценностей и этики, выполняют педагогическую функцию. Британский совет совместно с Университетским колледжем Лондона (UCL) учредил «Музейную школу» (Museum Training School) для профессионалов в области искусства и культурного наследия со всего мира. В то время как Совет директоров национальных музеев (the National Museum Directors’ Council) отчитывался об успехах партнерства британских музеев по всему миру, Британский музей получил репутацию реально действующей силы в культурных отношениях после того, как отразил мародерства и разрушения Багдадского музея в 2003 году.

К Британскому музею, мировой сокровищнице культурного наследия, часто предъявляются требования возврата экспонатов, право на владение которыми вызывает споры. Однако именно эти международные коллекции позволяют музею заниматься культурной политикой, объединяющей страны, несмотря на эти трения. Примером служит выставка «Забытая империя: мир Древней Персии», которая проводилась в 2005 году с использованием экспонатов из Тегерана. Ее называют археологической встречей мировой политики . В 2010 Цилиндр Кира был возвращен в Иран из Британского музея. Так, этот цилиндр, иногда называемый первой декларацией прав человека, стал объектом современной значимости, символом мультикультурализма, толерантности и разнообразия. В 2013 выставка «Цилиндр Кира и Древняя Персия: новое начало Среднего Востока» (A New Beginning for the Middle East), организованная в партнерстве с  Фонд культурного наследия Ирана (the Iran Heritage Foundation), демонстрировалась на нескольких выставочных площадках США.

Вовлечение общественности (public engagement), сплочение сообществ(community cohesion) и благополучие (wellbeing)

Около 20 лет назад Британская ассоциация музеев предложила новое определение музея: «Музеи принадлежат каждому. Они служат обществу. Они должны улучшать качество жизни каждого, в наши дни и в будущем. Они финансируются государством, поскольку оказывают положительное воздействие на социальную сферу, культуру, образование и экономику».

В последующие годы лейбористская партия Великобритании (New Labour) также выделила сферу музейной политики, направленную на развитие сообществ, в документах Департамента культуры, медиа и спорта «Музеи для многих» (Museums for the Many) (1999) и «Центры социальных перемен: музеи, галереи и архивы для всех» (Centres for Social Change: museums, galleries and archives for All) (2000). Свободное посещение музеев было введено в период между 1999 и 2001 гг., с целью обеспечения их большей доступности. Объединение крупных региональных музеев (The Group for Large Local Authority Museums) в своем докладе утверждало, что музеи могут помочь включить в общественную жизнь те группы людей, которые оказались изолированы, а также проводила кампанию, призывающую небольшие музеи и галереи к социальной ответственности (доступность музеев для посетителей с разными доходами и физическими возможностями). Нынешнее правительство также считает, что культура и искусство делают сообщества более сильными, объединяя людей и преодолевая социальные барьеры.

Это должно означать, что музейный сектор тесно связан с благополучием страны, ее сообществ и отдельных людей. Но несмотря на это музеи не были включены в индикаторы благополучия страны, которые рассчитываются правительством. Проблема, с точки зрения властей, в том, что сами организации сферы  культуры и искусства не могут осознать и оценить свой вклад.

Однако некоторым организациям все же удается продемонстрировать свои силы в улучшении качества жизни и создании устойчивого общества. Проект «Счастливый музей», например, оценил счастье, которое люди получают от посещения музея или от участия в каких-либо музейных проектах. Они обнаружили, что люди оценивают посещение музеев в £3,200 в год, занятия разными видами искусства – в £1,500, а посещение лекций по культуре и искусству – в £2,000.  Лондонская школа экономики также оценила социальный вклад участия в культурной деятельности и выявила, что  Департамент культуры, медиа и спорта экономит существенный средства Государственной службы здравоохранения.

Изменение окружающей среды и климата

В 2008 году Британская ассоциация музеев открыла внутри своего сектора дискуссию об окружающей среде и устойчивости экономики. Первоначально фокус был сконцентрирован на практических аспектах снижения воздействия на окружающую среду, затем он сменился на более широкий подход, в котором музею отводится роль местного управляющего (steward). Проект «Счастливый музей», например, рассматривает такой аспект устойчивости как менеджмент финансовых и других ресурсов, в котором музеи управляют людьми, местом, где они находятся, и даже всей планетой, при этом поддерживая институты и сообщества в условиях глобальных финансовых и климатических перемен.

Обычно выделяется четыре канала воздействия музеев на окружающую среду: дизайн и обслуживание здания музея; обучение и образование; наука, если коллекция музея каким-либо образом связана с изменениями климата; сообщество и качество жизни. Однако связь между этими видами деятельности и экономическим вкладом музеев очень нечеткая и пока сводится только к  разумному использованию ресурсов. Прямые затраты музеев могут быть снижены не только за счет улучшений в самих зданиях музеев (которые требуются по закону о снижении выбросов углекислого газа), но и параллельно за счет экономии на отоплении, освещении и внедрении систем мониторинга окружающей среды (environmental monitoring systems). Некоторые грантодатели, например, Фонд культурного наследия, включают в свои требования к  получателям грантов пункты о защите окружающей среды.

 Обучение

Априори предполагается, что музеи должны помогать людям узнавать новое об обществе, культуре, истории и науке, а также развлекать посетителей. Действительно, музеи —  один из значительных образовательных ресурсов страны. Они могут сделать ценный вклад в образование людей в неблагоприятной жизненной ситуации, мотивацию и повышение самооценки, чтобы они в конечном итоге могли устроиться на работу и улучшить свое качество жизни. В литературе нет ясного ответа, насколько музейное образование доступно и достаточно распространено. Та же ситуация со школьными образовательными программами в музеях: хотя во многих статьях их хвалят, очень мало материалов посвящено оценке вклада этих программ или их связям со школьными достижениями.

Знания и навыки (knowledge and skills)

В 2014 году, ежегодный отчет Heritage Counts Агенства по охране культурного наследия был сконцентрирован на недостатке навыков в музеях и потери ими знаний. Были отмечены ухудшения в навыках сохранения зданий и самого культурного наследия, при этом издержки этих потерь не были оценены.

Музеи же больше обеспокоены потерей профессиональных и специальных навыков. Они еще не полностью осознали связи между инвестициями, развитием навыков персонала, успехом своего бизнеса и экономическим вкладом. Однако эта ситуация меняется, по мере того, как  музеи чувствуют необходимость предпринимательских и других бизнес навыков.  Необходимость развивать знания, навыки и способности использовать современные цифровые технологии – частая тема в музейных отчетах.

В более широком смысле,  the Work Foundation призвала все организации в сфере культурного наследия, в том числе музеи,  осознать свою роль в экономике знаний, которую Великобритания стремится построить к 2020 году,  в контексте общества с высокими требованиями, инноваций, креативной экономики, устойчивой и экологичной экономики, развитого общественного сектора и активного развития городов.

 Примеры лучших практик

Имперский военный музей (Imperial War Museum)

Имперский военный музей – общественная организация вне ведения Департамента культуры и независимая благотворительная организация с попечительским советом, состоящим из коммерческих организаций. Музей работает с пятью филиалами: Имперский военный музей в Лондоне (Imperial War Museum London), Имперский военный музей Север (IWM North), Имперский военный музей в Даксфорде (IWM Duxford), Военные комнаты Черчилля (the Churchill War Rooms), Крейсер «Белфаст» (HMS Belfast). Первые три филиала имеют бесплатный вход в музей, остальные – платный.

Дочерняя компания музея The Imperial War Museum Trading Co Ltd,  осуществляет большую часть экономической деятельности музея, которая приносит ему доход. Помимо этого, музей поддерживают несколько независимых благотворительных организаций, которые сами организуют фандрайзинг, а затем переводят средства в пользу музея. Среди них IWM Friends, IWM Foundation (осуществляют целевой фандрайзинг среди состоятельных жертвователей), IWM Development Trust (независимая благотворительная организация, которая управляет ресурсами, необходимыми для поддержки проектов музея. Большую часть своих средств они расходуют на данный музей, преимущественно в форме грантов.

Экономический вклад музея можно разделить на прямой и косвенный.

К прямому вкладу можно отнести непосредственно музейную деятельность,  научные исследования (финансируемые из внешних источников), управление землей и имуществом. Также к прямому вкладу относятся следующие виды деятельности, осуществляемые дочерней компанией IWM Trading Co Ltd:

  • профессиональные услуги научных сотрудников,
  • образовательные программы,
  • кейтеринг и организация питания в музеях,
  • торговля,
  • сдача помещений в аренду (например, ночевка на крейсере),
  • мероприятия (включая воздушные шоу),
  • участие в снятии фильмов,
  • издательство и печать материалов,
  • фото- и кино- правообладание,
  • приложения и другие медиаресурсы,
  • продвижение музейных фондов (например, организация выездных выставок).

IWM занялся также новым видом экономической деятельности – лицензированием бренда. Так, недавно он работал совместно с Marks&Spencer над рекламной компанией мужской косметики, использовавшей слоган военных времен «Требуются мужчины в хорошей форме» (Fit men wanted). Также совместно с Королевским монетным двором были разработаны памятные монеты с использованием изображений из коллекций музея.

Музей постоянно ищет новые источники потенциального дохода. Недавно был выявлен большой спрос на индивидуальные туры вне часов работы музея, групповые туры с погружением в «закулисную» жизнь музея (behind-the scene experience), специальные программы для состоятельных посетителей. В филиале в Даксфорде планируется строительство отеля на 100 номеров в партнерстве с известной  сетью отелей. Помимо доходов непосредственно от номеров, они рассчитывают на более частое использование существующей инфраструктуры для встреч и конференций.

Таблица 1. Распределение доходов IWM по источникам

Источники доходов Распределение доходов в фунтах стерлингов, 2012\13 Распределение доходов в процентах, 2012\13
Государственные гранты (grant in aid) 31,186,000 62.3%
Внешнее финансирование – от дружественных\партнерских благотворительных организаций 3,377,000 6.7%
Лотереи – особый вид фандрайзинга 6,000 0.0%
Объекты, переданные в дар музею 55,000 0.1%
Доход от коммерческой деятельности 7,093,000 14.2%
Заработная плата 1,022,000 2.0%
Роялти 822,000 1.6%
Доход от использования активов музея (disposal of assets) 51,000 0.1%
Плата за вход 6,439,000 12.9%
Совокупный доход 50,051,000 100.0%

Источник: годовой отчет IWM

В 2012-2013 гг. прямой экономический вклад  (валовая добавленная стоимость) музея составила  73.3 миллиона фунтов стерлингов, хотя 2 из 5 филиалов часть года были закрыты.

Что касается динамики статистических показателей, число посетителей[3] среди жителей Великобритании сократилось с 2008 года (1,262,636 посетителей за 2012\13 год и 1,408,080 – за 2008\09 гг.), а численность иностранных туристов возросла (727,707 посетителей в 2012\13 году и 598,685 – в 2008\09 гг.). При этом средние расходы одного посетителя сократились в филиалах с бесплатным входом и возросли в филиалах, где посетители платят за вход.

Общий тренд состоит в росте совокупного оборота, сокращении доли государственных грантов и росте доли собственных доходов музея от его коммерческой деятельности и частных пожертвований (от населения, бизнеса и связанных с ним благотворительных организаций).

Музей продолжает поиски методов экономии и более эффективного использования ресурсов. Его цель – снижение текущих издержек и концентрация на своих основных функциях. Для этого часть процессов были отданы на аутсорсинг (производятся по контракту), что позволило сократить число штатных сотрудников в 2013\14 году на 20%. Также музей пользуется поддержкой большого числа волонтеров (около 1000 в год), но это никак не отражено в его финансовой отчетности. В одном из филиалов волонтеры помогают сохранять аэропланы и другие музейные фонды, в другом – встречают посетителей и помогают им ориентироваться в музее, в третьем действует целая программа социальной интеграции местных безработных, которые волонтерят в музее.

Косвенный вклад музея в экономику в 2012-2013 годах составил 94 миллиона фунтов стерлингов преимущественно за счет туристических расходов на покупки, питание, транспорт, жилье. Отдельно рассчитываются расходы местных туристов (проживающих в той же области, где находится филиал музея),  туристов, приезжающих в музей для однодневного визита и для длительного визита. Очевидно, что длительность пребывания положительно влияет на расходы туристов.

Кроме этого, музей приносит доход экономике через своих поставщиков и персонал, посредством участия в местных проектах развития. Так, IWM Duxford сдает в аренду часть своих площадей, сотрудничает с различными авиационными компаниями, которые участвуют в ежегодном воздушном шоу музея.

Другой пример положительного воздействия на местную экономику – музейный кластер на севере Англии (он состоит из IWM North, арт-центра, театрального и галерейного комплекса). Кластер послужил развитию региона, благодаря ему в том числе были построены Media City, перенесены некоторые офисы BBC (BBC Sport, BBC Children’s TV, Radio 5 Live).

Однако в большинстве случаев оценить косвенный экономический вклад музея проблематично из-за отсутствия соответствующих данных.

Что касается будущего музея, предполагается, что модернизация филиала IWM London будет способствовать развитию местного бизнеса, направленного на посетителей музея. Также музей ищет различные способы сотрудничества с университетами для разработки курсов по сохранению культурного наследия, архивному делу.

Tyne&Wear Archives &Museums

Tyne&Wear Archives&Museums (TWAM) – это объединенный комитет, состоящий из 4 региональных органов власти (Newcastle, Gateshead, North and South Tyneside), под управлением которого находятся 9 музеев. Среди них 7 региональных музеев (Shipley Art Gallery, Discovery Museum, Laing Gallery, Segedunum Roman Fort Baths&Museum, Stephenson Railway Museum, South Shields Museum&Art Gallery, Arbeia Roman Fort) и 2 музея Newcastle University (The Great North Museum, Hatton Gallery). В комитет выбираются 12 членов из указанных региональных органов власти, которые разрабатывают политику, принимают решения и ежегодно утверждают корпоративный план, в котором формулируются приоритетные направления работы для всех музеев. На сегодняшний день разработана этическая политика музеев, политика по вовлечению сообществ и вопросам окружающей среды, с целью получения Industry Green Standard (экологический сертификат, необходимый для получения грантов от Совета по искусству Англии). В текущем корпоративном плане выделено 5 приоритетов:

  • вклад в формирование имиджа региона, в котором работает музей, вклад в его экономику и окружающую среду;
  • усиление самого комитета TWAM, его устойчивость и адаптивность к меняющимся условиям;
  • поддержка достижений и благих устремлений детей и молодежи;
  • поддержка сообществ через распространение счастья, обучения и благополучия (support communities and enhance happiness, learning and wellbeing);
  • эффективное управление коллекциями с целью их процветания (thriving) и динамичного использования.

Музеи  поддерживают более 10 независимых организаций, групп и благотворительных организаций (ассоциации друзей музеев, исследовательские сообщества). Все они имеют разные экономические возможности, и TWAM старается наладить среди них обмен информацией, лучшими практиками, а также упростить координацию их деятельности. Распределение издержек между музеями и их партнерами оформлено в виде отдельного документа (Service Level Agreements). В нем выделяется 3 типа издержек: операционные (содержание музея, все виды торговой  деятельности), корпоративные (связанные с непосредственной деятельностью комитета TWAM) и оплата услуг специалистов (археологи, искусствоведы, историки, архивариусы и т.д.).

Помимо ключевой музейной деятельности, TWAM занимается

  • управлением имуществом и землей (при этом местные власти и университет должны одобрить все сделки, однако ожидается, что доходы от ренты будут распределены между музеями);
  • оказанием профессиональных услуг, включая консультации для других музеев по написанию заявок на гранты и менеджменту проектов;
  • исследованиями;
  • обучением;
  • организацией питания в музеях и кейтерингом (при этом кейтеринг осуществляется по контракту с 3 независимыми поставщиками, и полный вклад от этого вида деятельности должен учитывать и их добавочную стоимость);
  • розничной торговлей;
  • организацией досуговой деятельности и мероприятий;
  • сдачей площадей в аренду;
  • съемкой фильмов;
  • издательством и печатью материалов;
  • управлением правами на аудио-, видео- записи;
  • управлением правами на визуальные образы и фотографии;
  • созданием приложений и других медиа продуктов;
  • управлением музейными фондами (например, схема по взятию картин в аренду);
  • фандрайзингом.

В условиях сокращения государственного финансирования музеи стараются увеличить свои доходы от коммерческой деятельности, в частности вводя плату за вход на выставки и улучшая менеджмент розничных сетей. Новая финансовая стратегия TWAM была сформирована совместно с Museum Rapid Enterprise Assessment и консалтинговой фирмой. Они ежемесячно анализировали экономические результаты (посещение, розничные продажи, сдача помещений в аренду и кейтеринг) по каждому отдельному музею. Стратегия оказалась настолько удачной, что TWAM получил награду за предпринимательство среди музеев в 2014 году.

Помимо штатных работников, TWAM пользуется помощью около 700 волонтеров в год. Их работа в области сохранения культурного наследия, фандрайзинга и обслуживания туристов помогает музеям экономить на текущих расходах.

Статистика посещений показывает, что расходы 1 туриста в музеях очень невелики (0.36 фунта стерлингов в 2012/13) из-за превалирования региональных посетителей (60-70%) и малой доли иностранных туристов (менее 5%). В целом, число туристов составляет около 2,000,000 человек в год.

Таблица 2. Распределение доходов TWAM по источникам

Источники доходов Распределение доходов в фунтах стерлингов, 2012\13 Распределение доходов в процентах, 2012\13
Местные органы власти (local authorities) 5,782,000 47.8%
Грант Совета по искусству Англии (Arts Council England) 3,797,000 31.4%
Другие гранты и пожертвования 1,144,000 9.5%
Торговля 1,060,000 8.8%
Другой доход 319,000 2.6%
Совокупный доход 12,102,000 100.0%

Источник: годовой отчет TWAM

Оценкой прямого экономического вклада TWAM на национальном уровне может служить их выпуск (или валовая добавленная стоимость) – 5.01 миллиона фунтов стерлингов в 2012/13 году. Для оценки косвенного вклада в 2012 году было проведено собственное независимое исследование. Согласно ему расходы местных туристов в день составили 7.75 фунтов стерлингов, для приезжих туристов – 31.04 фунтов стерлингов.Совокупный экономический вклад на региональном уровне был оценен в среднем 70 миллионов фунтов стерлингов в год (включает расходы всех музеев TWAM и их посетителей). Отдельно рассчитывался чистый экономический вклад от всех видов деятельности музеев TWAM — 43 миллиона фунтов стерлингов и 701 рабочее место.[4]

Помимо прямого партнерства с местными представителями бизнеса, TWAM оказывает особые услуги для бизнеса. Так, в рамках программы Connect through Culture местные компании могут участвовать в тимбилдинге и волонтерской деятельности на базе музеев TWAM. Музею эта программа позволяет в дальнейшем более эффективно проводить фандрайзинг, привлекая корпоративные гранты (match-funding). Недавно TWAM нашел нового попечителя, важную фигуру из регионального азиатского бизнес-сообщества, который будет заниматься поиском новых источников доходов.

В рамках взаимодействия с региональными университетами сотрудники музеев читают курсы студентам, что положительно сказывается  на их карьере и на предложении учебных курсов в университетах. Также университеты могут напрямую поддерживать музеи, например, оплачивая стипендию специалистам, работающим в музеях TWAM.

 Инструментарий оценки экономического вклада музеев, предложенный Ассоциацией независимых музеев (AIM Economic Impact Toolkit)[5]

Простой и понятный подход к оценке вклада музеев в региональную экономику был создан Ассоциацией независимых музеев Англии в 2010 и доработан в 2014. В рамках этого подхода может быть оценен либо вклад от туристических визитов, либо вклад от создания рабочих мест, либо вклад от музейных расходов на товары и услуги.

Предпочтительно использовать собственные данные, уникальные для каждого музея (статистика и опросы посетителей), в случае их отсутствия – индивидуальную экспертную оценку. При этом авторы подхода предлагают и свои оценки показателей, сделанные на основе открытых музейных данных или предположения о них. Для всех данных должны быть указаны источники, а для экспертных оценок или предположений – аргументированное обоснование их выбора.

Обычно Ассоциация независимых музеев (AIM) разделяет музеи на

  • Небольшие (0 — 9,999 посетителей в год),
  • Средние (10,000 – 49,000 посетителей в год),
  • Большие (более 50,000 посетителей в год).

Способ 1: Экономический вклад от туристических посещений музеев

Подходит для тех музеев, которые хотят выразить совокупный вклад туристических визитов в данный музей в терминах экономической ценности.

  1. Определить совокупное число посетителей за последний год, выделить число взрослых посетителей и детей.
  2. Среди взрослых посетителей выделить местных посетителей (из местного сообщества музея), однодневных и многодневных (которые остаются в данной местности более одного дня) посетителей, рассчитать их доли. Разделить однодневных и многодневных посетителей можно с помощью анализа почтовых кодов/индексов из Gift Aid data – если время на дорогу до музея более 3 часов, то посетитель считается многодневным. Также это можно сделать с помощью специальных опросов посетителей или взять экспертную оценку доли местных посетителей. В Англии в среднем доля местных посетителей небольших музеев составляет 47%, средних – 44%, больших – 31%.
  3. В справочных таблицах представлены расходы за 1 день всех трех категорий посетителей (местные, однодневные, многодневные) в разных регионах Англии. Для расчета совокупного экономического вклада от посещений музеев нужно умножить расходы каждой категории на ее численность (только взрослые посетители).

Пример 1

В 2012\13 году у музея в Leicestershire было 13,500 посетителей, среди которых 10,000 взрослых. Музей оценил, что местных посетителей было 40%, 40% — однодневных и 20% — многодневных посетителей.

Совокупный вклад от туризма = расходы местных посетителей 4,000*£13.97 + расходы однодневных посетителей 4,000*£27.94 + расходы многодневных посетителей 2,000*£56.50 = £280,640.

 

Способ 2: Экономический вклад от создания рабочих мест

Подходит для тех музеев, которые нанимают персонал (платят им заработную плату) и хотят оценить свой косвенный, непрямой вклад в местную и региональную экономику.

  1. Определить число FTE (эквивалент полной занятости) за полный последний год.
  2. Определить долю работников FTE, которые живут не в данном регионе (районе или населенном пункте, где находится музей).
  3. a. Если эта доля равняется 25% (как в этом примере), то «коэффициент утечки» персонала (leakage ratio) или положительный внешний эффект для других регионов будет 0.25.
  4. b. Предпочтительнее рассчитывать этот показатель с использованием собственных данных музея. В противном случае можно использовать оценки «коэффициента утечки», сделанные с помощью открытых данных музеев Англии (таблица 3).
  5. Также на основе справочных таблиц музей может определить свой «коэффициент смещения» (displacement ratio), то есть часть косвенного вклада в экономику, которая достается другим экономическим агентам в данном регионе (населенном пункте или районе).
  6. «Коэффициент смещения» для музеев средней и малой значимости для местного туристического сектора оценен в 25%.
  7. «Коэффициент смещения» для музеев высокой значимости, ключевых достопримечательностей оценен в 37.5%.

 

  1. Для рассчета еще понадобятся значения мультипликатора (multiplier) и «мертвого груза» (deadweight).
  2. Мультипликатор отражает дальнейший экономический эффект, который пораждают рабочие места, созданные в музее – дополнительный доход, покупки и более долгосрочные эффекты в региональной экономике. В данном примере была взята экспертная оценка мультипликатора, равная 1.2.
  3. «Мертвым грузом» называется та часть экономического вклада музея (в данном случае доля рабочих мест с полной занятостью), которая присутствовала бы и без этого музея. В данном примере была взята экспертная оценка «мертвого груза», равная 25%.

Все вышеперечисленные параметры (в виде долей) подставляются в формулу:

Косвенный экономических вклад от создания рабочих мест (т.е.непрямая и вмененная занятость)=

Число FTE * (1-«мертвый груз») * (1-«коэффициент утечки») * (1-«коэффициент смещения») * мультипликатор.

 

Пример 2

а) У музея среднего размера, являющегося одной из ключевых местных достопримечательностей, 10 работников с полной занятостью и 15 – с частичной занятостью. Итого, «прямая», непосредственная занятость (direct employment) — 15 FTE.

Тогда, непрямая и вмененная занятость (indirect and induced employment)= 15*(1-0.25)*(1-0.26)*(1-0.375)*1.2=6.2.

Совокупная занятость или совокупный эффект на местную экономику = 15+6.2=21.2 рабочих мест с полной занятостью

b) У небольшого музея средней значимости 3 работника с полной занятостью и 6 – с частичной. Итого, его прямая занятость 5 FTE.

Тогда непрямая и вмененная занятость = 5*(1-0.25)*(1-0.21)*(1-0.25)*1.2=2.7.

Совокупная занятость или совокупный эффект на местную экономику = 5+2.7=7.7 рабочих мест с полной занятостью.

 

Способ 3: Экономический вклад за счет музейных расходов на товары и услуги

Чтобы определить экономическую стоимость или экономический  вклад в местную и региональную экономику за счет расходов музея на товары и услуги, следует:

  1. Определить совокупные расходы музея на товары и услуги (исключая расходы на заработную плату) за полный последний год.
  2. Определить долю затрат, которые относятся к поставщикам, находящимся в другом регионе (районе или населенном пункте).

a. Если эта доля равняется 50% (как в этом примере), то «коэффициент утечки» затрат будет 0.5.

b. Аналогично предыдущему способу, предпочтительнее рассчитывать этот показатель с использованием собственных данных музея. В противном случае также можно использовать оценки «коэффициент утечки» затрат, сделанные с помощью открытых данных музеев Англии (таблица 3)

3. Музею нужно выбрать свой «коэффициент смещения»: 25% для музеев средней и малой значимости для местного туристического сектора и 37.5% для музеев высокой значимости, ключевых достопримечательностей.

4. Аналогично предыдущему способу, для расчета понадобятся значения мультипликатора (1.2) и «мертвого груза» (25%).

Все вышеперечисленные параметры (в виде долей) подставляются в формулу:

Косвенный экономических вклад от затрат на товары и услуги (т.е.непрямые и вмененные затраты)=

Затраты на товары и услуги * (1-«мертвый груз») * (1-«коэффициент утечки») * (1-«коэффициент смещения») * мультипликатор.

Пример 3

a) У музея среднего размера, обладающего большой значимостью для местного туристического сектора, совокупные расходы за прошедший финансовый год составили £200,000.

Тогда непрямые и вмененные расходы = £200,000*(1-0.25)*(1-0.5)*(1-0.375)*1.2=£56,250.

Совокупные расходы или совокупный эффект на местную экономику = £256,250.

b) У небольшого музея средней туристической значимости совокупные расходы за прошедший финансовый год составили £50,000.

Тогда непрямые и вмененные расходы = £50,000*(1-0.25)*(1-0.55)*(1-0.25)*1.2= £15,188.

Совокупные расходы или совокупный эффект на местную экономику = £65,188.

 

Таблица 3. Оценки параметров, используемые для примеров 2, 3.

Параметр Смысл параметра Оценка
«Мёртвый груз» (deadweight) Часть экономического вклада музея (доля рабочих мест/расходов), которая существовала бы и в отсутствии этого музея 25%
Коэффициент утечки персонала (employment leakage ratio) Доля работников FTE, которые живут не в регионе, где находится музей. Определяется из опросов посетителей. Для небольших музеев = 21%

Для средних музеев = 26%

Для больших музеев = 25%

Коэффициент утечки расходов (spend leakage ratio) Доля расходов музея на товары и услуги, которые относятся к поставщикам не из региона, где находится музей. Определяется из опросов посетителей. Для небольших музеев = 55%

Для средних музеев = 50%

Для больших музеев = 61%

Коэффициент смещения занятости/расходов (displacement ratio) Часть косвенного вклада в экономику, которая достается другим экономическим агентам в данном регионе (населенном пункте или районе) 25% для музеев средней и малой значимости для местного туристического сектора;

37.5% для музеев высокой значимости, ключевых достопримечательностей

Мультипликатор (multiplier) Отражает дальнейший экономический эффект, который появляется за счет новых созданных рабочих мест музея, или его расходы – доходы других лиц, покупки и более долгосрочные эффекты в региональной экономике. 1.2
Источник: DC Research adapted from English Partnership Additionality Guidance (3rd Edition, October 2008); Scottish Enterprise Guidance Note (November 2008).

 

[2] DC Research (2014) Economic value of the Independent Museum Sector: toolkit http://www.aim-museums.co.uk/downloads/f6e017ac-8f11-11e3-8be4-001999b209eb.pdf; более подробное описание этой методологии представлено в следующей главе

[3] Совокупная численность посетителей  по 5 филиалам музея.

[4] BOP consulting, Economic Impact Assessment Tyne and Wear Archives&Museums, November 2012

[5] Источник: http://www.aim-museums.co.uk/downloads/f6e017ac-8f11-11e3-8be4-001999b209eb.pdf

 

Дополнительно по теме «Искусство и культурное наследие«