Сведения о «социальном возврате на инвестиции» (SROI) являются хорошим подспорьем в принятии решений о распределении ограниченных благотворительных ресурсов. Американский фонд «Один акр», поддерживающий малых фермеров в странах Восточной Африки, проанализировал опыт применения SROI и поделился с коллегами полезными выводами и наблюдениями.
- Коэффициент SROI — представляющий собой отношение «пользы, полученной одним благополучателем» (impact per beneficiary) к «затратам на одного участника программы» (expenditures to serve each participant) — это не единственный критерий, по которому оцениваются перспективы той или иной программы. В частности, одним из наиболее важных параметров, влияющих на финансовые решения, является возможность дальнейшего распространения и широкого внедрения предлагаемой модели или услуги. Например, впечатляющий коэффициент SROI, ориентированный на 5000 фермеров, может «проиграть» прогнозу, предлагающему более скромные блага сотням тысяч потенциальных клиентов.
- Социальный эффект принимает разные виды и формы, и данное обстоятельство создает преграды для сравнения SROI разных программ. Выходом из ситуации является разработка серии показателей, формирующих более объемную картину ожидаемых результатов.
- Для эффективного использования SROI необходимо наладить процессы измерения и оценки, добиваясь активного взаимодействия между разными департаментами и полной прозрачности в отношении прогнозов и конечных результатов.
Специалисты фонда One Acre Fund рассчитывают на то, что эти советы помогут повысить эффективность социальных преобразований, но также рекомендуют изучить практику других первопроходцев (таких как международная служба Population Services International и ряд других организаций), успешно применяющих SROI для решения таких задач, как оценка потенциала программных портфелей, включающих проекты разного формата и тематики; сравнительный анализ результатов инициатив; и распространение передового опыта в разных регионах и странах.
Источник: Дайджест публикаций международного филантропического сообщества, 2016, №65; The Stanford Innovation Review