Национальная стратегия [1] задает основные приоритеты государства в сфере детства, которые важно учитывать при разработке социальных программ СО НКО, использовать в коммуникациях с органами государственной власти и местного самоуправления, а также другими стейкхолдерами [2].
I. Семейная политика детствосбережения
- Снижение уровня бедности, дефицита доходов у семей с детьми и ликвидация крайних форм проявления бедности.
- Ликвидация дефицита услуг, оказываемых дошкольными образовательными учреждениями.
- Сокращение доли детей, не получающих алименты в полном объеме.
- Снижение численности семей, находящихся в социально опасном положении.
- Формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства.
- Повышение качества услуг для семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
- Создание эффективных механизмов, способствующих сокращению случаев лишения родительских прав, выявлению семей, входящих в группу риска, их социальному сопровождению и реабилитации, сокращению числа случаев жестокого обращения с детьми в семьях.
- Сокращение числа детей, остающихся без попечения родителей.
II. Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей
- Обеспечение всеобщей доступности дошкольного образования для всех категорий детей, повышение гибкости и многообразия форм предоставления дошкольных услуг на основе реализации существующих (основных) и новых (дополнительных) форм их финансирования и организации.
- Организация обучения и воспитания детей, обучающихся в образовательных учреждениях, в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов; развитие материально-технической базы образовательных учреждений, в том числе с использованием современных информационно-компьютерных технологий.
- Расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях.
- Расширение вариативности программ, рассчитанных на детей с разными уровнем, типом и формами проявления способностей, в том числе индивидуализированных программ развития (для детей с особой одаренностью).
- Повышение рейтинга российских школьников в международных оценках качества образования.
- Рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательных учреждениях.
- Увеличение численности детей и подростков, задействованных в различных формах внешкольной деятельности.
- Увеличение доли школьников, вовлеченных в освоение дополнительных образовательных программ, в том числе не менее 60 процентов — на бесплатной основе.
- Повсеместная доступность для детей различных видов социально-психологической, педагогической помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации.
- Увеличение числа детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности, ответственное отношение к жизни, окружающей среде, приверженных позитивным нравственным и эстетическим ценностям.
- Сокращение числа детей и подростков с асоциальным поведением.
- Стимулирование интереса детей к историческому и культурному наследию России, многообразию культур различных народностей и этносов, религий.
- Увеличение вариативности программ дополнительного образования, реализуемых музеями и культурными центрами.
- Рост посещаемости детских библиотек, музеев, культурных центров, театров.
- Создание надежной системы защиты детей от противоправного контента в образовательной среде школы и дома.
- Сокращение числа детей, пострадавших от противоправного контента в интернет-среде.
III. Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни
- Снижение показателей младенческой и детской смертности.
- Снижение случаев ранней беременности и абортов у несовершеннолетних девушек.
- Доступность и своевременность для всех категорий детей качественных профилактических и медицинских услуг, средств лечения болезней и восстановления здоровья.
- Получение комплексных медицинских услуг детьми с особыми потребностями, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми, проживающими в труднодоступных местностях.
- Гарантированное обеспечение детской медицины всеми необходимыми лекарствами и медицинским оборудованием.
- Увеличение числа образовательных учреждений, внедривших здоровьесберегающие технологии обучения, технологии «школа здоровья», являющихся территориями, свободными от табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков.
- Сокращение числа детей и подростков, употребляющих табачную и алкогольную продукцию, наркотики, психотропные и другие токсические вещества.
- Сокращение числа детей и подростков с ВИЧ-инфекциями, вирусными гепатитами В и С, туберкулезом, в том числе получивших их в медицинских учреждениях.
- Наличие доступной развитой сети учреждений, включая телефоны доверия, консультирование в режиме «онлайн», оказывающих помощь детям и подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
- Сокращение числа подростковых суицидов.
- Доступность физкультурно-спортивной, туристической инфраструктуры для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей.
- Увеличение доли детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
- Доступность отдыха и оздоровления для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей.
- Обеспечение детей качественным и здоровым питанием как в семье, так и в образовательных, медицинских и оздоровительных учреждениях.
IV. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства
- Увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан Российской Федерации, до 90 процентов.
- Увеличение числа субъектов Российской Федерации, свободных от институциональных форм воспитания детей-сирот (детских домов и школ-интернатов).
- Сокращение случаев отмены решений о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации.
- Постепенное сокращение числа детей, переданных на международное усыновление, за счет развития системы стимулирования граждан Российской Федерации к усыновлению, различных форм опеки и попечительства, предоставления социальных услуг семьям граждан Российской Федерации, принявшим ребенка на воспитание.
- Создание в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, условий для полноценного их развития и образования.
- Сокращение времени нахождения ребенка в условиях институционализации (в медицинских и образовательных учреждениях); введение запрета на помещение детей в возрасте до трех лет в дома-интернаты.
- Увеличение числа выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жильем, трудоустроенных по востребованным на рынке труда специальностям.
- Создание реабилитационно-образовательной инфраструктуры, обеспечивающей максимально полную реабилитацию и образование большинства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Создание эффективных программно-целевых механизмов, обеспечивающих профилактику инвалидности в раннем и дошкольном возрасте, поддержку профессионального образования, трудоустройства и дальнейшего сопровождения жизнеустройства детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья по достижении ими совершеннолетия, а также рост числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до трех лет, получивших реабилитационные услуги.
- Снижение числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся по объективным причинам вне системы образования, до 20 процентов.
- Распространение среди населения доброжелательного, сочувственного отношения к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья (по данным социологических опросов).
- Искоренение вертикальной передачи ВИЧ-инфекции, появление поколений, родившихся без ВИЧ-инфекции.
V. Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия
- Создание эффективной многоуровневой системы защиты детства, основанной на международных стандартах.
- Создание государственно-общественного механизма реализации Конвенции о правах ребенка.
- Повышение уровня защищенности ребенка от насилия и любых форм эксплуатации, обеспечение гарантий получения детьми — жертвами насилия социально-психологической помощи.
- Снижение количества правонарушений, совершаемых детьми и в отношении детей.
- Расширение практики применения технологий восстановительного подхода в сфере правосудия, а также в иных сферах, затрагивающих права и законные интересы ребенка.
- Повышение качества реабилитационной и социализирующей деятельности в отношении детей, лишенных свободы, сокращение сроков нахождения детей в местах лишения свободы, расширение оснований применения мер ответственности, не связанных с лишением свободы.
- Расширение спектра мер воспитательного характера.
VI. Дети – участники реализации Национальной стратегии
- Создание правовой основы участия детей во всех сферах жизни общества.
- Преодоление устоявшихся стереотипов, связанных с возможностью участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
- Развитие законодательства Российской Федерации в части, касающейся обеспечения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, включая ратификацию международных актов.
- Создание усовершенствованных образовательных программ и методик обучения по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав ребенка, а также их внедрение в образовательный процесс, в том числе с использованием средств массовой информации и сети «Интернет».
- Расширение влияния института уполномоченных по правам ребенка на всех уровнях.
- Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
[1] Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы»
[2] Ниже перечислены ожидаемые результаты, но не показатели Национальной стратегии. В ходе мониторинга Национальной стратегии используется ряд показателей по социальному сиротству, собираемые Федеральной службой государственной статистики (Росстатом)
Источник: Показатели для измерения социальных результатов в сфере детства: российский и международный опыт. М., 2015