Логическая модель для разработки и внедрения программ Европейского социального фонда (ЕСФ) и Европейского фонда регионального развития (ЕФРР) на региональном или национальном уровнях для перехода от институциональной системы ухода к системе услуг на уровне местного сообщества (ключевое мероприятие тематической цели «содействия социальной интеграции и борьбы с бедностью» как для ЕСФ, так и для ЕФРР).
Целевая группа | Ориентировочный список мероприятий | Результаты | Индикаторы |
Европейский социальный фонд (ЕСФ) | |||
Все группы потребителей услуг | • Оценка потребностей, в том числе индивидуальная оценка потребностей и желаний каждого ребенка или взрослого, привлеченного к участию в планах перехода.
• Составление (местных) планов действий по переходу к системе услуг на местах, включая индивидуальные услуги/поддержку, и подготовка планов для каждого ребенка или взрослого, привлеченного к участию в планах перехода. • Мероприятия по облегчению межотраслевой координации и управления процессом переходу к системе услуг на местах. • Разработка комплексной сети услуг на местах (в том числе профилактических и службы поддержки семьи), таких как: персональная помощь, надомное социальное обслуживание, семейные консультации, центры дневного ухода за детьми, финансовая помощь, помощь в поиске работы, образовательные программы для детей младшего возраста и группы продленного дня для школьников, терапевтические услуги, услуги на дому, замещающий семейный уход (проживание в приемной семье), специализированная стационарная социальная помощь (например, кратковременный уход в период отсутствия лиц, обычно ухаживающих за своим подопечным) • Улучшение качества и повышение потенциала существующих услуг на местах • Расширение доступа к базовым услугам (образование, медицинское обеспечение, транспорт и т.д.) • Подготовка персонала и разработка программ обучения для специалистов, оказывающих услуги на местах и основные услуги • Повышение статуса и улучшение профессиональной подготовки работников социального обеспечения • Разработка стратегии информационного обеспечения, направленной на проведение разъяснительной работы в обществе в отношении права на самостоятельное проживание на местах • Мероприятия по повышению осведомленности людей, нуждающихся в поддержке, которым угрожает социальная изоляция или которые столкнулись с социальной изоляцией, с целью разъяснения им их прав (обеспечивая при этом предоставление информации в доступном формате) • Мероприятия по привлечению потребителей услуг. |
• Увеличение спектра услуг на местах
• Увеличение процентного отношения людей, покидающих учреждения институциональной опеки • Уменьшение процентного отношения новых поступлений в интернатные учреждения • Увеличение процентного отношения людей, нуждающихся в поддержке, получивших доступ к базовым услугам • Увеличение уровня регулирования качества услуг • Увеличение процентного отношения персонала, подготовленного для работы в сфере услуг на местах и системе базовых услуг • Увеличение процентного отношения потребителей услуг, активно вовлеченных в планирование, оказание и оценку услуг • Увеличение процентного отношения людей, проинформированных о своих правах, в том числе о праве жить в обществе |
• Количество проведенных индивидуальных оценок
• Количество разработанных и реализованных планов по оказанию индивидуальных услуг/поддержки • Количество разработанных и реализованных индивидуальных программ подготовки к поддержке перехода • Количество лиц, покинувших интернатные учреждения • Количество лиц, получивших доступ к услугам на местах • Количество вновь созданных услуг на местах • Количество новых базовых услуг, ставших доступными (т.е. количество инклюзивных классов, количество доступных автобусов и т.д.) • Количество существующих услуг на местах, получающих поддержку • Количество закрытых учреждений длительного проживания • Количество персонала, получившего профессиональную подготовку и переподготовку и переведенного в сферу услуг на местах или сферу основных услуг • Количество мероприятий, направленных на содействие вовлечению получателей услуг в планирование, оказание и оценку услуг • Количество мероприятий по повышению осведомленности, направленных на устранение социальных ярлыков и предрассудков • Количество людей с инвалидностью с полной или частичной занятостью на открытом рынке труда • Количество людей с инвалидностью, получивших квалификацию |
Специально для детей | • Уменьшение процентного отношения детей, поступающих в систему альтернативного ухода
• В отношении детей, находящихся в системе альтернативного ухода, изменение соотношения проживающих в интернатах и проживающих под семейной опекой • Улучшение состояния здоровья и развития • Сокращение случаев вызывающего поведения • Увеличение количества детей с инвалидностью, получивших образование в общеобразовательных школах • Улучшение школьных результатов у всех детей, покинувших интернатные учреждения |
• Количество детей, воссоединившихся со своими семьями, помещенных в приемные семьи или дома семейного типа
• Количество детей, помещенных в небольшие групповые дома • Количество выпускников школ со специальными потребностями в образовании, получивших консультации по карьере • Количество молодых людей, получивших поддержку после окончания школ- интернатов • Количество мероприятий, направленных на поддержку семьи |
|
Европейский фонд регионального развития (ЕФРР) | |||
Все группы потребителей услуг | • Разработка и адаптация социальной, образовательной, здравоохранительной инфраструктур для предоставления услуг на местах
• Улучшение качества и повышение потенциала существующих инфраструктур для оказания услуг на местах • Планы для создания будущей институциональной инфраструктуры (здания и материальные ресурсы), при условии, что она будет использоваться для различных целей, не включающих проживание в интернатных учреждениях ни для одной из групп; планы должны предусматривать целесообразное и логическое повторное использование зданий, и их не следует утверждать, если стоимость инвестиций в здание будет превышать ожидаемую выгоду • Создание доступного жилья для людей с инвалидностью на местах • Разработка вариантов поддерживаемого проживания, способствующего социальной интеграции • Инвестиции в социальное жилье, которое будет доступно для лиц, находящихся в интернатных учреждениях или которым угрожает институционализация • Адаптация к домашней среде |
• Увеличение процентного отношения лиц, требующих поддержки для жизни в обществе, получивших обычное жилье (независимое проживание или поддерживаемое проживание)
• Увеличение процентного отношения лиц, нуждающихся в поддержке, и их семей, получивших социальное жилье и другие варианты жилья • Увеличение процентного отношения лиц, нуждающихся в поддержке, получивших доступ к базовым услугам • Сокращение процентного отношения институциональных учреждений • Сокращение процентного отношения новых поступлений в институциональные учреждения |
• Количество мест поддерживаемого проживания в сообществе
• Количество мест независимого проживания в сообществе • Количество новых или приспособленных зданий, в которых оказываются услуги на уровне местного сообщества • Сокращение количества интернатов • Количество закрытых учреждений длительного проживания • Количество адаптированых базовых услуг • Количество адаптированных домов |
Специально для детей | • Разработка инфраструктуры для ухода за детьми на местах
• Разработка инфраструктуры для размещения детей в формах семейного типа (малые групповые дома), в соответствии с Директивой ООН по альтернативному уходу за детьми |
• Увеличение процентного отношения детей, получивших доступ к высококачественным услугам для детей раннего возраста
• Увеличение процентного отношения детей с инвалидностью или детей, которым угрожает инвалидность, получивших доступ к универсальным услугам материнского и детского здравоохранения • Увеличение процентного отношения детей с задержкой развития и инвалидностью, получивших доступ к услугам образования и медицинского ухода • Сокращение процентного отношения детей, помещенных в систему альтернативного ухода • Снижение уровня заболеваемости и смертности детей с инвалидностью в системе ухода • Увеличение количества детей с инвалидностью, получивших образование в общеобразовательных инклюзивных школах • Улучшение школьных результатов у детей с инвалидностью. |
• Количество домов семейного типа для размещения детей (например, небольших групповых домов) |
Источник: Пособие по использованию Европейских Фондов для перехода от системы институционального ухода к системе ухода на уровне местного сообщества. – Европейская экспертная группа по переходу от институциональной системы ухода к системе ухода на уровне местного сообщества, 2012. http://www.deinstitutionalisationguide.eu/wp-content/uploads/2016/04/2014-03-10-Toolkit_RUSSIAN-FINAL-WEB.pdf