ОПРОСНИК ПОВСЕДНЕВНЫХ РОДИТЕЛЬСКИХ ТРУДНОСТЕЙ

Внизу перечислены утверждения, которые описывают события из повседневной жизни семей с маленькими детьми. Такие события иногда затрудняют нашу жизнь. Пожалуйста, прочитайте каждое утверждение и отметьте, как часто (редко, иногда, часто или постоянно) такие события происходят с вами. Также оцените, насколько трудно вам было справляться с ними в ПОСЛЕДНИЕ 6 МЕСЯЦЕВ. Эти утверждения касаются любого из ваших детей или всех детей сразу.

СОБЫТИЯ Как часто они происходят Уровень трудности для меня (1 – низкий, 5 – высокий)
1.      Подолгу убираю раскиданные игрушки или кусочки еды Редко Иногда Часто Постоянно 1 2 3 4 5
2.      Дети канючат, ноют или жалуются мне Редко Иногда Часто Постоянно 1 2 3 4 5
3.      Трудно накормить детей: они привередничают в еде, капризничают за столом Редко Иногда Часто Постоянно 1 2 3 4 5
4.      Дети не слушаются и не делают того, чего я от них прошу, без постоянных напоминаний Редко Иногда Часто Постоянно 1 2 3 4 5
5.      Трудно найти того, кто посидел бы с детьми Редко Иногда Часто Постоянно 1 2 3 4 5
6.      Расписание детских занятий (например, подготовка к школе кружки) мешает мне заниматься домашними или своими делами Редко Иногда Часто Постоянно 1 2 3 4 5
7.      Мне приходится разнимать детей, когда они ссорятся или дерутся между собой Редко Иногда Часто Постоянно 1 2 3 4 5
8.      Дети требуют развлекать их, играть с ними Редко Иногда Часто Постоянно 1 2 3 4 5
9.      Дети не хотят укладываться, борются с попытками уложить их в постель Редко Иногда Часто Постоянно 1 2 3 4 5
10.  Дети постоянно путаются под ногами, мешая заниматься делами Редко Иногда Часто Постоянно 1 2 3 4 5
11.  Приходится постоянно следить, где находится ребенок и чем он занят Редко Иногда Часто Постоянно 1 2 3 4 5
12.  Дети перебивают разговоры взрослых или вмешиваются в их дела Редко Иногда Часто Постоянно 1 2 3 4 5
13.  Мне приходится менять свои планы из-за неожиданностей, связанных с детьми Редко Иногда Часто Постоянно 1 2 3 4 5
14.  Дети пачкаются, и мне приходится переодевать их несколько раз в день Редко Иногда Часто Постоянно 1 2 3 4 5
15.  Мне трудно побыть наедине с собой (например, дети стучатся, когда я в ванной) Редко Иногда Часто Постоянно 1 2 3 4 5
16.  С детьми трудно справляться в общественных местах (в торговом центре, в кафе) Редко Иногда Часто Постоянно 1 2 3 4 5
17.  Трудно собрать детей на улицу, поэтому не получается приходить вовремя на назначенные встречи. Редко Иногда Часто Постоянно 1 2 3 4 5
18.  Дети неохотно отпускают меня из дома вечером или когда я привожу их в детский сад / в школу Редко Иногда Часто Постоянно 1 2 3 4 5
19.  У детей проблемы с другими детьми (например, драки, конфликты или полное отсутствие друзей) Редко Иногда Часто Постоянно 1 2 3 4 5
20.  Чтобы удовлетворить потребностей детей, приходится предпринимать дополнительные усилия Редко Иногда Часто Постоянно 1 2 3 4 5

РУКОВОДСТВО ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ШКАЛЫ ПОВСЕДНЕВНЫХ РОДИТЕЛЬСКИХ ТРУДНОСТЕЙ

Основы

  1. Опросник оценивает частоту и интенсивность / влияние на жизнь 20 видов поведения, которые могут создавать трудности для родителей.
  2. Опросник использовался во многих исследованиях детско-родительских отношений, включая программу работы с родителями, испытывающими очень серьезные трудности в воспитании детей.
  3. Родителям или опекунам преимущественно нравится заполнять этот опросник, потому что он затрагивает очень знакомые им аспекты жизни и помогает выразить, каково для них быть родителем.
  4. Во время пилотного исследования социальные работники отмечали, что родители очень точно отмечали проблемные сферы взаимодействия с детьми, что помогало специалистам запланировать соответствующие услуги.
  5. Родители относятся к опроснику, как к способу выразить свои потребности в помощи с выполнением родительских обязанностей.

Шкала

  1. Родителя просят оценить 20 потенциальных трудностей на предмет из частоты и интенсивности.
  2. Частота каждой возникновения трудности служит ее «объективным» маркером.
  3. Интенсивность или влияние трудности на жизнь родителя служит ее «субъективным» маркером.
  4. Временной промежуток, задаваемый опросником, можно менять в зависимости от фокуса оценки. Например, если мы знаем, что семья находится в кризисной ситуации в течение двух месяцев, мы можем попросить родителя оценить трудности именно за этот период. Однако если мы используем опросник для оценки прогресса, временные рамки должны быть одинаковыми для каждой повторной диагностики. Задавая периоды длительностью менее одного месяца, мы рискуем не получить полную картину.

Использование

  1. Родитель должен понимать цель заполнения опросника и его роль в общем процессе оценки семейной ситуации.
  2. Опросник наиболее эффективно использовать с клиентами в начале работы: пилотные исследования показали его эффективность для инициирования последующего обсуждения проблем и для расстановки приоритетов в их решении.
  3. Опросник может использоваться для мониторинга изменений. 

Проведение

  1. Дается родителям для самостоятельно заполнения.
  2. При необходимости можно зачитывать вслух.
  3. Занимает около 10 минут.
  4. Опросник нужно использовать как основу для обсуждения. Желательно дать родителю закончить заполнение опросника, но если его ответы тревожат вас, можно задавать уточняющие вопросы и комментировать прямо в процессе заполнения.

 Подсчет баллов

  1. Опросник можно использовать двумя разными способами: (а) подсчитать общие баллы по шкалам частоты и интенсивности, (б) на основе шкале интенсивности высчитать баллы за трудное поведение ребенка и сложности родителя с его родительскими обязанностями.
  2. Подсчет общих баллов: (а) по шкале частоты: редко = 1, иногда = 2, часто = 3, постоянно = 4. Если родитель утверждает, что такого не бывает вообще никогда = 0. Если частота события оценивается в 3 или 4, это значит, что оно происходит чаще среднего. Диапазон от 0 до 80. (б) по шкале интенсивности родитель оценивает свои ощущения в баллах от 0 до 5. Если за частоту стоит 0, по шкале интенсивности автоматически ставится 0. Если интенсивность трудности оценивается в 4 или 5, это значит, что оно в какой-то мере представляет собой проблему. Диапазон от 0 до 100.
  3. Подсчет баллов за трудное поведение ребенка и сложности с родительскими обязанностями. (a) общий балл за трудное поведение подсчитывается путем сложения баллов по шкале интенсивности по следующим пунктам: 2, 4, 8, 9, 11, 12, 16. Диапазон: 0–35. (б) общий балл за сложности с родительскими обязанностями подсчитывается путем сложения баллов по шкале интенсивности по следующим пунктам: 1, 6, 7, 10, 13, 14, 17, 20. Диапазон: 0–40.
  4. Для опросника не рассчитывались нормативы, однако считается, что более 50 баллов по шкале частоты и более 70 баллов по шкале интенсивности указывают, с одной стороны, на большое количество потенциальных трудностей, а с другой – на значительное давление, переживаемое родителем под их влиянием.
  5. События, которые происходят с частотой 3 и 4 балла и особенно интенсивностью 4 или 5 баллов, нужно обсудить с родителем, чтобы прояснить глубину потребности в помощи.
  6. Баллы за трудное поведение ребенка и сложности с родительскими обязанностями помогают понять, как родитель видит ситуацию, лежат ли корни проблемы в поведенческих сложностях ребенка или в том, что родителю кажется бременем необходимость удовлетворять потребности ребенка, которые считаются «законными» в нашем обществе (интенсивное внимание, игра итд). Эти показатели важны для мониторинга изменений детско-родительских отношений.

Литература

  1. Crnic KA & Greenberg MT (1990) Minor parenting stresses with young children. Child Development. 61: 1628–1637
  2. Crnic KA & Booth CL (1991) Mothers’ and fathers’ perceptions of daily hassles of parenting across early childhood. Journal of Marriage and the Family. 53: 1043–1050.
Перевод материалов предоставлен Благотворительным детским фондом «Виктория» по программе «Родные и близкие» (в 2016 г. реализуется при поддержке Комитета общественных связей города Москвы).