ОПРОСНИК СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЕРСИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 6 ЛЕТ

Пожалуйста, расскажите мне о том, чем вы обычно занимаетесь всей семьей или вместе с вашим ребенком и чем занимались за последний год. Ниже вы видите некоторые примеры таких занятий.

Если вы занимались этим с ребенком в период времени, выделенный жирным шрифтом, пожалуйста, отметьте этот пункт. Вы можете также рассказать про другие занятия, не упомянутые здесь. Вы можете сделать это в свободных графах в самом низу таблицы.

ЗАНЯТИЕ Отметьте, если ДА
Вы читали книжку ребенку на прошлой неделе
Ваш ребенок завтракал, обедал или ужинал вместе с вами или другими членами семьи хотя бы один раз на прошлой неделе
Вы сделали ребенку что-то приятное на его прошлый день рождения: например, пирог, вечеринку, поход в парк
Вы ходили с ребенком в парк, на детскую площадку или в другое место для прогулок в прошлом месяце
Вы ходили с ребенком на праздничное мероприятие, например, на народные гуляния, на ярмарку, на концерт, в прошедшие 6 месяцев
Вы когда-нибудь участвовали в работе группы для мам с детьми в течение как минимум 3 месяцев
Вы навещали или приглашали в гости друзей, у которых есть дети – ровесники вашего ребенка в прошлом месяце
Вы с семьей ездили в новое место – за город / в Москву, в дом отдыха итд. –хотя бы на один день в прошедшие 6 месяцев
У вашего ребенка был друг, к которому он ходил в гости, в прошедшие 6 месяцев
Ваш ребенок навещал родственников, поездка к которым для него – не только обязанность, но и удовольствие в прошедшие 6 месяцев
Чем еще вы занимались с вашим ребенком или всей семьей за последние:
Неделю
Месяц
6 месяцев

ВЕРСИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 7 ДО 12 ЛЕТ

Пожалуйста, расскажите мне о том, чем вы обычно занимаетесь всей семьей или вместе с вашим ребенком и чем занимались за последний год. Ниже вы видите некоторые примеры таких занятий.

Если вы занимались этим с ребенком в период времени, выделенный жирным шрифтом, пожалуйста, отметьте этот пункт. Вы можете также рассказать про другие занятия, не упомянутые здесь. Вы можете сделать это в свободных графах в самом низу таблицы.

ЗАНЯТИЕ Отметьте, если ДА
У вашего ребенка был друг, к которому он ходил в гости, в прошлом месяце
Вы устроили ребенку праздник на прошлый день рождения (торт, вечеринку)
Вы водили ребенка в кино, музей, зоопарк, местные праздники в прошедшие 3 месяца
Ходили с ребенком в бассейн, на каток или занимались другим спортом вместе в прошедшие 3 месяца
Ездили с семьей в отпуск в прошлом году
Ходили с ребенком в парк, на пикник, в подход в прошедшие 3 месяца
У ребенка есть какие-либо домашние животные или были в прошлом году
Вы водили ребенка на дополнительные занятия, в секции или кружки в прошедшие 3 месяца
Вы отпускали ребенка с ночевкой к родственникам или друзьям в прошлом году
Вы навещали своих друзей и брали ребенка с собой в прошедшие 3 месяца
Ваш ребенок записан в детскую библиотеку?
Чем еще вы занимались с вашим ребенком или всей семьей за последние:
Неделю
Месяц
6 месяцев

РУКОВОДСТВО ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОПРОСНИКА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основания

  1. Исследования родительских стилей выявляют различные измерения, включая эмоциональную теплоту / холодность и авторитарность / попустительство. С ними связаны измерения контроля и центрации на ребенке.
  2. В исследовании общей популяции семей Newson and Newson (1968) обнаружили, что матери высоко ценят послушание детей, объясняя это тем, что послушный ребенок, не устраивающий «концертов» в общественных местах, помогает им поддерживать самооценку. В то же время многие матери признают, что им неплохо было бы дать детям больше автономии и самостоятельности.
  3. «Центрация на ребенке» определяется в работе Newson & Newson (1976) как «основанный на признании ребенка индивидом, обладающим правами и переживающим чувства, которые заслуживают уважения». В качестве примера Newsons приводит способность матерей справляться с ситуацией, когда 4-летние дети заявляют, что они заняты и не могут выполнить просьбу мамы.
  4. Понятие центрации на ребенке положено в основу многих схем наблюдения за детско-родительским взаимодействием, и есть эмпирические свидетельства того, что это важная детерминанта благополучного развития детей.
  5. Содержание совместной деятельности и взаимодействие в ходе нее являются важным индикатором качества отношений.

Опросник

  1. Опросник совместной деятельности разработан на основе шкалы центрированности на (Child-Centredness Scale; Marjorie Smith,1985).
  2. Центрированность на ребенке выражается в предоставлении ребенку адекватных возможностей самостоятельно выбирать занятия по душе или в организации семейных мероприятий, которые потенциально приятны или увлекательны для ребенка.
  3. Есть две версии опросника: для детей от 2 до 6 и детей от 7 до 12 лет.
  4. Опросник направлен на выделение совместной деятельности членов семьи, центрированной на ребенке, и самостоятельной деятельности ребенка, такой как занятия своими хобби, общение со сверстниками и забота о себе.
  5. В опроснике перечислены занятия, не зависящие от уровня дохода семьи.
  6. От семей не требуется, чтобы они осуществляли все перечисленное в опроснике. Репертуар деятельности зависит от особенностей ребенка и от семейного контекста.
  7. Есть ситуации, когда доступ к некоторым из перечисленных видов деятельности невозможен без дополнительной поддержки: например, малообеспеченные семьи с детьми-инвалидами, живущие в сельской местности.
  8. Опросник не направлен на критическую оценку «качества» родительства, но дает возможность поддержать их инициативу, обсудить имеющиеся у семьи ограничения, условия и поддержку, при которой те или иные занятия с ребенком станут для родителей возможными, убедиться, что удовлетворяются потребности всех членов семьи в позитивном взаимодействии и осмысленном досуге.
  9. Опросник обычно используется для родителей, но родители могут отвечать на него вместе с детьми.
  10. Заполнение опросника занимает около 10 минут, если взрослый занимается этим в одиночку. Но присутствие детей или обсуждение планов на основе опросника может требовать гораздо больше времени.

Подсчет баллов

Каждому занятию присваивается 1 балл, если оно происходило в указанный период и 0 баллов – если не происходило, они в сумме дают общий балл в диапазоне от 0 до 11 за перечисленные занятия и 0 – 3 – за дополнительно называемые родителями.

  1. Чтобы приписать событию балл, интервьюер должен убедиться, что действие инициировалось родителем и что его целью было удовольствие и/или развитие ребенка. Например, поездка к бабушке в качестве поощрения – считается, а поездка к бабушке на время, пока родители уехали отдыхать сами – нет. Домашние животные, не принадлежащие ребенку лично, а живущие в семье вообще, считаются питомцами ребенка, только если у него есть определенные обязанности по уходу за ними.
  2. Для опросника нет нормативов. Чем выше балл, тем более центрирована на детях деятельность семьи.
  3. Формальная оценка путем суммирования совместных занятий в заданный период времени дает общее представлении о центрированности семьи на детях, но выводы можно делать только с учетом родительского отношения к совместной деятельности, к ее мотивации.
  4. Делая выводы по опроснику, необходимо учитывать жизненные обстоятельства семьи, особенности развития ребенка и наличие/отсутствие у него особых потребностей.

Источник: Tees Child Protection

Дополнительная литература: Smith M (1985) The Effects of Low Levels of Lead on Urban Children: The relevance of social factors. Ph.D. Psychology, University of London.

Перевод материалов предоставлен Благотворительным детским фондом «Виктория» по программе «Родные и близкие» (в 2016 г. реализуется при поддержке Комитета общественных связей города Москвы).