Кейс: Определение социальной ценности информации и знания

1Всем игрокам, действующим на общественной арене, необходимы сведения о полезной отдаче от деятельности некоммерческих организаций (НКО), претендующих на разные виды финансовой и нефинансовой помощи. Располагая необходимой информацией, государство может направлять бюджетные средства на решение конкретных задач, частные и корпоративные инвесторы могут выяснить, в какой мере деятельность той или иной НКО согласуется с их целями, а сами некоммерческие институты могут совершенствовать свои программы, увеличивая вклад в построение лучшего общества. Польза от работы некоторых организаций очевидна и понятна всем заинтересованным сторонам (спасенный от вырубки лес; закон, защитивший права уязвимых граждан; и т.п.), а таким учреждениям, которые расширяют доступ к информации, развивают духовный мир людей, нравственность или интеллектуальные способности, приходится сложнее. Слишком «воздушным и неосязаемым» получается результат. Тем не менее, уникальный «облачный» ресурс The Global Value Exchange («Всемирный обмен ценностями»), созданный в 2011 году по инициативе экспертных и государственных организаций Великобритании, в ходе специального исследования определил параметры изменений, имеющих непосредственное отношение к деятельности музеев, галерей и библиотек, и обозначил методы их измерения и оценки

Изменения, происходящие в обществе в результате работы учреждений сферы искусства, культуры и развлечений / отдыха, в базе данных Global Value Exchange отнесены к тематической группе «Искусство, культурное наследие, спорт и верования». Под «искусством» в данном случае понимается деятельность, которая включает, но не ограничивается различными видами активности в сфере музыки, танцев, театра, художественной прозы и поэзии, живописи, скульптуры, фотографии, телевидения, радио, кинематографа и звукозаписи. По крайней мере, таким толкованием данного понятия пользуется британский Национальный фонд искусств и гуманитарной деятельности (The National Foundation on the Arts and the Humanities Act). Также, в более подробном разъяснении нуждается еще один емкий термин – «досуг» — который в рамках исследования рассматривался как «мероприятия, соответствующие интересам и/или предназначенные для развлечения различных групп населения», а также как «значительная часть жизни граждан, которая проходит в публичных местах — в парках, муниципальных учреждениях, на спортивных объектах — и помогает людям поддерживать хорошее физическое состояние, удовлетворять духовные запросы, и объединяться для воплощения каких-либо идей и проектов».

Стейкхолдеры, на которых ориентируются организации сферы искусства, культуры и спорта — это дети в возрасте от 11 до 16 лет, семьи, частные лица, молодежь и сообщества.

Показатели, с помощью которых можно увидеть и распознать изменения

1.       Частные и/или государственные архивы (процент граждан, обратившихся за информацией в течение последних 12 месяцев)

2. Библиотечные услуги за последние 12 месяцев (процент обратившихся граждан)

3. Количество посетителей музеев за последние 12 месяцев

4. Количество людей, вовлеченных в добровольческую практику, в принятие решений и/или в другие процессы гражданской активности, которые осуществляются с участием музеев / библиотек / архивов

Сведения, имеющие отношение к Показателям 1 и 2 («Архивные центры» и «Библиотечные услуги»), публикует Департамент культуры, СМИ и спорта (DCMS – The Department for Culture Media and Sport). В частности, DCMS регулярно обновляет открытую базу данных Taking Part, в которой размещаются результаты обработки и анализа анкет, включающие информацию об участии целевых аудиторий (детей в возрасте 5-10 лет, 11-15 лет и взрослых граждан) в спортивных и культурно-массовых мероприятиях, об удовлетворенности полученным опытом, спросе на конкретные услуги, и дальнейших ожиданиях потребителей. Эти данные используются в процессе разработки социально-экономических программ и помогают устранять препятствия для использования объектов и ресурсов сферы культуры и спорта.

Сведения по Показателю 3 («Посетители музеев») публикует Ассоциация музеев (The Museums Association), а данные по Показателю 4 («Гражданская активность») – Совет по вопросам работы музеев, библиотек и архивов (MLA – The Museums, Libraries and Archives Council). Данные организации предлагают отчеты об исследованиях и опросах (ссылки на эти материалы находятся в разделах Data Source / Источники данных и Relevant Information / Соответствующая информация), и рекомендуют чаще обращаться к интернет-ресурсу Inspiring Learning, который предназначен для обучения учреждений сферы искусства / культуры и повышения качества их работы.

Методы оценки изменений

Исследование показало, что ценность / полезную отдачу от работы музеев, галерей и библиотек можно измерить несколькими способами.

Первый заключается в определении прямой финансовой выгоды для экономики Соединенного Королевства таким индикаторам, как «текучесть клиентов» и «поступления в виде оплаты за услуги». Эта методика, например, помогла выяснить, что публичные библиотеки в среднем получают от своих клиентов 815 млн фунтов стерлингов в год (что на 12% больше ежегодных операционных расходов, составляющих 724 млн фунтов ), а галереи и музеи —  1,5 млрд в год.

Этот способ оценки давно известен и весьма полезен, однако есть и другие, возможно, более интересные техники. Это определение «готовности клиентов платить за услуги» (WTP — willingness to pay) и оценка «благополучия» (wellbeing).

  • Готовность платить за услуги и ресурсы

Одно из оценочных исследований показало, что люди, которые посещают музеи в г. Болтоне, готовы ежегодно затрачивать на данный вид досуга 33,23 фунтов стерлингов, а те, кто не посещает – 13,67 фунтов. Также выяснилось, что WTP пользователей библиотек, обратившихся за услугами архивов, составляет 21,95 фунтов в год – намного больше скромной суммы в размере 0,38 фунтов, которую готовы заплатить «не-пользователи». Этот пример свидетельствует о том, что многие люди, вероятнее всего, не имеют отчетливого представления о том, что такое архивы, и какую информацию можно найти в подобных учреждениях.

Аналогичным образом были изучены возможности и намерения людей, которые обращаются за услугами библиотек. Оказалось, что пользователи библиотечных фондов и услуг в среднем готовы платить 39,95 фунтов в год, а «не-пользователи» — 11,99 фунтов. Высокий показатель WTP не-пользователей в данном случае свидетельствует о том, что население считает библиотеки важным ресурсом, который полезен для местных сообществ.

  •  Оценка благополучия

Исследование, проведенное департаментом DCMS, показало, что увеличение показателя благополучия, возникшее вследствие постоянного использования библиотечных ресурсов, оказалось очень высоким —  1359 фунтов стерлингов в год в расчете на одного пользователя, что намного больше той суммы, которую данная группа клиентов готова платить за услуги библиотек. На основе этих и других полученных данных, эксперты сделали вывод о том, что библиотеки укрепляют сообщества, повышают степень удовлетворенности населения условиями жизни, и способствуют общественному спокойствию.

Почти такое же существенное увеличение уровня благополучия – на 1084 фунтов в год в расчете на одного человека — происходит благодаря приобщению граждан к искусству. Это значит, что деятельность галерей и музеев необходима и полезна обществу.

Цепочка последовательных изменений

Одни изменения влекут за собой другие. Данный процесс показан с помощью Древа последовательных изменений:

1

 

Комментарии к схеме:

Доступ к интернету и СМИ

Изменения, связанные с доступом к интернету и СМИ, заслуживают особого внимания, так как они наилучшим образом характеризуют ценность информации и знаний в жизни сообщества. Достаточно вспомнить о том, что использование ресурсов «всемирной паутины» во многом напоминает обращение за услугами библиотек, музеев или архивов, которые – как это видно из вышесказанного – приносят обществу значительную пользу.

Исследование, проведенное информационно-аналитическим изданием Banking Technology (BT), в частности, показало, что ценность / польза, которую получает пользователь-новичок благодаря доступу к виртуальным ресурсам, в среднем эквивалентна 1 064 фунтам стерлингов. В этой сумме учтены такие варианты воплощения социальной ценности, как расширение возможностей для трудоустройства, уменьшение чувства социальной изоляции, увеличение объема финансовых сбережений, укрепление доверия к окружающим и многое другое.

Подводя итоги, следует отметить, что польза, которую получают дети, семьи, отдельные граждане и сообщества благодаря деятельности организаций сферы искусства, культуры, развлечений и спорта, в основном выражается в доступности объектов, предназначенных для проведения свободного времени, отдыха и занятий спортом, а также в наличии возможностей для получения информации, приобщения к культурному наследию, приобретения и развития различных навыков, а также для реализации творческих, социальных, духовных и религиозных потребностей. А чтобы сформировать полноценное представление о том, насколько значительной оказалась эта польза, следует обращать внимание на такие параметры, как количество времени, которое стейкхолдеры посвящают культуре, спорту, развлечениям и отдыху; удовлетворенность посещением учреждений, участием в мероприятиях или использованием ресурсов; степень осведомленности о деятельности учреждений, предлагаемых мероприятиях, услугах или ресурсах; а также качество услуг и степень заинтересованности клиентов в их получении.

Источник: The Global Value Exchange